2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Прикладная математика_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Прикладная математика»
38.02.03 – ОПЦ.12 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Прикладная математика»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – ОПЦ.12 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Прикладная математика»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Прикладная математика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Прикладная математика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике

Уметь:

- выбирать оптимальные способы решения математических задач

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и этапы математического моделирования

- элементы линейного программирования

- основные способы вычисления и приложения определенного интеграла

- основные задачи математической статистики

- основные понятия сферической тригонометрии

Уметь:

- использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях; вычислять вероятности событий

- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы

- составлять математические модели  по условию задачи и разрабатывать алгоритм решения

- рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;

- находить альтернативу известным решениям.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- универсальный характер законов логики математических рассуждений

- основные понятия и этапы математического моделирования

Уметь:

- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач

- определять этапы решения задачи;

- решать профессиональные задачи и оперировать математическими терминами;

- рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики

Иметь практический опыт:

ПК 1.4 Применять модели управления и методы анализа и регулирования запасами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Прикладная математика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Моделирование логистических систем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 117 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
102
64
38
В том числе: 
Лекционные занятия
28
16
12
Практические занятия
74
48
26
Самостоятельная работа
11
6
5
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
К
Общая трудоемкость дисциплины
117
72
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Введение в анализ
 
Лекция (урок):

Понятие предела функции и предела последовательности

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Раскрытие неопределенностей. I и II замечательные пределы

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Производная произведения частного и сложной функции

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №1. Вычисление пределов

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №2. Вычисление пределов по правилу Лопиталя

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 1.1

Дифференциал

ьное и

интегральное

исчисление

Практическое занятие:

Практическая работа №3. Производная произведения

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №4. Производная частного

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №5. Производная сложной функции

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №6. Определенный интеграл

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №7. Неопределенный и определенный интеграл (непосредственное интегрирование)

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №8. Неопределенный и определенный интеграл (интегрирование заменой переменной)

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №9. Неопределенный и определенный интеграл Решение задач

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 1.1

Дифференциал

ьное и

интегральное

исчисление

Самостоятельная работа:

Геометрический смысл производной. Физический смысл производной. Применение интеграла в физике. Нахождение площади криволинейной трапеции

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Дифференциальные уравнения 1 порядка с разделенными и разделяющимися переменными

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Линейные дифференциальные уравнения 1 порядка

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Дифференциальные уравнения n-ого порядка, допускающие понижение порядка

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №10. Решение дифференциальных уравнений 1 порядка с разделенными и разделяющимися переменными

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №11. Решение линейных дифференциальные уравнения первого порядка

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 1.2 Обыкновенные дифференциаль ные уравнения
Практическое занятие:

Практическая работа №12. Решение линейных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №13. Решение дифференциальных уравнений n-ого порядка, допускающие понижение порядка

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 1.2 Обыкновенные дифференциаль ные уравнения
Самостоятельная работа:

Уравнение 1 порядка в полных дифференциалах. Уравнение Бернулли. Однородные уравнения. Однородные линейные уравнения высших порядков

1
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №14. Числовые ряды. Знакопеременные числовые ряды. Признаки сходимости Коши и Деламбера

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 1.3

Ряды

Практическое занятие:

Практическая работа №15. Степенные ряды. Ряды Тейлора и Маклорена

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Раздел 2. Теория вероятностей и математическая статистика
 
Практическое занятие:

Практическая работа №16. Основные понятия теории вероятности. Теоремы сложения и умножения

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №17. Случайная величина и ее закон распределения. Числовые характеристики случайной дискретной величины

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №18. Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №19. Теория вероятностей и математическая статистика. Решение задач

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Тема 2.1 Теория вероятностей и математическа я статистика
Самостоятельная работа:

Схема повторения испытаний, формула Бернулли. Формула полной вероятности, формула Байеса. Выборочный метод. Вычисление числовых характеристик. Графическое представление результатов группировки (полигон и гистограмма)

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Раздел 3. Кривые второго порядка
 
Лекция (урок):

Окружность, эллипс. Гипербола, парабола

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №20. Кривые второго порядка Окружность

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №21. Кривые второго порядка Эллипс

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №22. Кривые второго порядка Парабола

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №23. Кривые второго порядка Гипербола

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №24. Контрольная работа

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 3.1 Кривые второго порядка
Самостоятельная работа:

Критерий совместности систем. Правило прямоугольника

1
ОК 02.,ОК 01.
 
Консультации:
2
ОК 02.,ОК 01.
 
4 семестр
 
Раздел 4.  Математически е модели
 
Лекция (урок):

Основные понятия и этапы математического моделирования

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Тема 4.1 Математически е модели
Практическое занятие:

Практическая работа №25.Решение уравнений и их систем, как примеров математических моделей реальных процессов

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Основные понятия теории матриц. Свойства матриц

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №26. Действия с матрицами

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №27. Решение СЛАУ методом Крамера

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 4.2 Системы линейных алгебраических уравнений
Самостоятельная работа:

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Раздел 5. Элементы линейного программирования
 
Лекция (урок):

Графический метод решения задачи линейного программирования

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №28. Примеры построения моделей

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №29. Применение метода линейного программирования к решению прикладных задач

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Тема 5.1 Постановка задачи линейного программирова ния
Самостоятельная работа:

Постановка задачи линейного программирования. Графический метод решения ЗЛП с n-переменными.

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Раздел 6. Определенный интеграл
 
Лекция (урок):

Основные формулы приближенного вычисления определенных интегралов

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №30. Метод прямоугольников. Формула

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 6.1 Приближенное вычисление определенных интегралов
Практическое занятие:

Практическая работа №31. Формула трапеций

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 32. Вычисление определенных интегралов методом прямоугольников и трапеций

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 6.1 Приближенное вычисление определенных интегралов
Самостоятельная работа:

Приближенное вычисление определенных интегралов. Формула парабол для вычисления определенных интегралов

1
ОК 02.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

Основные приложения определенного интеграла

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №33.Длина дуги кривой

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №34 Площадь поверхности вращения и объем тела вращения

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Тема 6.2. Геометрически е приложения определенного интеграла
Практическое занятие:

Практическая работа №35 Решение практических задач

2
ОК 02.,ОК 01.
 
Раздел 7. Некоторые аспекты математической статистики
 
Лекция (урок):

Статистическое определение выборки

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №36 Гистограмма и полигон частот

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Тема 7.1. Основные задачи математическо й статистики
Практическое занятие:

Практическая работа №37. Решение практических задач Контрольная работа

2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
Консультации:
2
ОК 02.,ПК 1.4,ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Прикладная математика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.