2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Транспортные узлы и пути
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортные узлы и пути»
23.02.01 – ОП.11 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортные узлы и пути»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.11 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортные узлы и пути»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Транспортные узлы и пути» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель , Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортные узлы и пути»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные понятия транспортного узла

- виды транспортных узлов

- устройство транспортного узла, факторы, влияющие на их

размещение и развитие; влияние на судоходство и деятельность

транспортных узлов внешних факторов

- устройство транспортного узла, факторы, влияющие на их

размещение и развитие;

- основные технико-эксплуатационные показатели работы

транспортного узла.

Уметь:

- ориентироваться в транспортных узлах и путях

- анализировать организацию рационального взаимодействия

различных видов транспорта в транспортном узле

- анализировать организацию рационального взаимодействия

различных видов транспорта в водном транспортном узле;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- водные пути и сооружения на них.

Уметь:

- выбирать порты захода в зависимости от рода груза и техникоэксплуатационных характеристик портов, судов и сухопутного

подвижного состава.

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Транспортные узлы и пути» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- География
 
- Транспортная система России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы транспортных услуг
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 99 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Самостоятельная работа
31
31
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
99
99
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Факторы, влияющие на развитие транспортных узлов
 
Лекция (урок):

1. Морской транспортный узел, общие понятия.

2. Классификация портов.

3. Районы тяготения.

4. География основных мировых грузопотоков

5. Транспортная работа портов: пропускная способность, судооборот, грузооборот, качественные показатели, обработка судов.

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 1.1 Общие сведения о транспортных узлах
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Основные эксплуатационные показатели работы транспортного узла

3
ОК 01.,ПК 2.1
 
Лекция (урок):

1. Портовые железнодорожные станции.

2. Характеристика вагонного парка.

3. Планирование и организация обработки железнодорожных вагонов в порту.

4. Безрельсовый подвижной состав.

5. Автомобильные пути

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Расчет пропускной способности железнодорожного пути в транспортных узлах

4
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 1.2 Подвижной состав сухопутного транспорта
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Расчет потребного числа автотранспортных средств

3
ОК 01.,ПК 2.1
 
Факторы, влияющие на развитие транспортных узлов
Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и  специальной технической литературы

7
 
Раздел 2.  Общее устройство морского транспортного узла
 
Тема 2.1 Состав морского транспортного узла и его основные элементы
Лекция (урок):

1. Акватория и территория порта

2. Основные и вспомогательные участки.

3. Перегрузочное оборудование

2
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Компоновка территории и требования к ней

2. Взаимное расположение районов транспортного узла

3. Районирование транспортного узла

4. Взаимное расположение города и транспортного узла

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 2.2 Компоновка морского транспортного узла
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Основные морские транспортные узлы России и мира

4
ОК 01.,ПК 2.1
 
Лекция (урок):

1. Топографические, гидрографические условия, метеорологические условия.

2. Порты на открытых приглубых и отмелых берегах.

3. Устьевые порты.

4. Искусственные островные порты.

5. Крупнейшие транспортные узлы России и мира.

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 2.3 Устройство портов в различных природных условиях
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Расчет и анализ показателей работы складов порта

3
ОК 01.,ПК 2.1
 
Лекция (урок):

1. Классификации складов.

2. Склады для штучных, массовых навалочных, жидких, химических, скоропортящихся, лесных грузов, металлов и оборудования. Портовые элеваторы.

3. Вспомогательные здания и сооружения

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 2.4 Портовые склады. Служебные и вспомогательные здания и сооружения
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Расчет показателей работы перегрузочного оборудования портов

4
ОК 01.,ПК 2.1
 
Общее устройство морского транспортного узла
Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и  специальной технической литературы

6
 
Раздел 3. Сооружения и устройства на акватории порта
 
Лекция (урок):

1. Виды причальных фронтов.

2. Классификация и специализация причалов.

3. Причалы для генеральных грузов, контейнеров, навалочных грузов, нефти и нефтепродуктов, лихтеровозов, паромных переправ.

4. Пропускная способность причалов

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 3.1 Причальные сооружения
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Расчет пропускной способности причала порта

4
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 3.2 Виды оградительных сооружений
Лекция (урок):

1. Виды оградительных сооружений.

2. Швартовные устройства и отбойные приспособления

2
ОК 01.
 
Тема 3.3 Рейдовые причалы. Беспричальная обработка судов
Лекция (урок):

1. Плавсредства, применяемые для рейдовых перегрузочных работ

2. Мероприятия по беспричальной обработкой судна

2
ОК 01.
 
Сооружения и устройства на акватории порта
Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

6
 
Раздел 4. Морские пути и сооружения на них
 
Тема 4.1 Естественный режим морских путей
Лекция (урок):

1. Гидрологические условия.

2. Средства навигационного оборудования.

3. Описание трассы

2
ОК 01.
 
Тема 4.2 Водные пути и каналы
Лекция (урок):

1. Основные элементы и характеристики каналов.

2. Классификация каналов.

3. Требования к трассе канала.

4. Заносимость и борьба с заносимостью каналов.

5. Навигационная обстановка на судоходных путях и каналах.

4
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Назначение судопропускных сооружений.

2. Виды судопропускных сооружений.

2
ОК 01.,ПК 2.1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Характеристика внешних условий эксплуатации судна

3
ОК 01.,ПК 2.1
 
Тема 4.3 Морские судопропускные сооружения
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Морские судоходные каналы и проливы

4
ОК 01.,ПК 2.1
 
Морские пути и сооружения на них
Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

6
 
Раздел 5. Транспортные коридоры
 
Тема 5.1 Международные транспортные коридоры
Лекция (урок):

1. Понятие «Международный транспортный коридор»

2. Роль международных транспортных коридоров

3. Основные функции транспортных коридоров

4. Классификация ТК.

2
ОК 01.
 
Тема 5.2 Состав и направление международных транспортных коридоров
Лекция (урок):

1. Элементы транспортных коридоров

2. Транспортные коридоры мира

Дифференцированный зачет

4
ОК 01.
 
Консуцльтация
Консультации:
4
 
Транспортные коридоры
Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортные узлы и пути» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.