ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- систему стилей языка художественной литературы;
русского литературного языка;
Уметь:
- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Иметь практический опыт:
- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Уметь:
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка;
Уметь:
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Иметь практический опыт:
часов
Основные функции языка в
современном обществе. Происхождение
языка (различные гипотезы). Язык как
естественная и небиологическая система
знаков. Язык и мышление. Языковая и
речевая компетенция. Социальная природа
языка.
функции языка в
современном
обществе
Основные
принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской
орфографии
Происхождение русского
языка. Индоевропейская языковая семья.
Этапы формирования русской лексики.
Заимствования из различных языков как
показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение
заимствованных слов. Заимствованные
слова в профессиональной лексике.
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья.
Этапы
формирования
русской
лексики
Правописание
заимствованных слов
Язык как система знаков.
Структура языкового знака. Слово и его
значение. Лексическое и грамматическое
значение слова. Звук и буква. Уровни
языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском
языке
система знаков
Фонетический
разбор слова
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и
фонемы, звука и буквы. Чередования
звуков: позиционные и исторические.
Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и
акцентологические). Основные правила
произношения гласных, согласных звуков.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы.
орфоэпия и
орфография
Чередующиеся
гласные в корне слова
Морфемная структура
слова. Морфема как единица языка.
Классификация морфем: корневые и
служебные. Словообразование.
Морфологические способы
словообразования. Неморфологические
способы словообразования.
и словообразование
Морфемный
разбор слова
1) Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных
2) Употребление буквы ь и ъ
3) Правописание о – ё после шипящих и ц
4) Проверочный диктант
5) Правописание приставок на з – с
6) Правописание и – ы после приставок
Проверочный диктант
Лексико-грамматические
разряды существительных: конкретные,
абстрактные, вещественные, собирательные,
единичные. Грамматические категории
имени существительного: род, число, падеж.
Склонение имен существительных.
Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных.
существительное как
часть речи.
Правописание
сложных имен существительных
Лексико-грамматические разряды
прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма
имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род,
число, падеж. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных.
прилагательное как
часть речи.
Правописание
сложных имен прилагательных
Лексико-грамматические разряды имен
числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы
склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Правописание числительных. Возможности
использования цифр. Числительные и
единицы измерения в профессиональной
деятельности.
числительное как
часть речи.
числительных
Разряды местоимений по семантике:
личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные,
неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное
написание местоимений. Правописание
местоимений с частицами НЕ и НИ.
Местоимение как
часть речи
Правописание
местоимений
Система грамматических категорий глагола
(вид, переходность, залог, наклонение,
время, лицо, число, род). Основа
настоящего (будущего) времени глагола и
основа инфинитива (прошедшего времени);
их формообразующие функции.
Правописание окончаний и суффиксов
глаголов.
часть речи
Правописание
глаголов
Действительные и страдательные причастия
и способы их образования. Краткие и
полные формы причастий. Практическая
работа Правописание суффиксов и
окончаний глаголов и причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.
деепричастие как
особые формы
глагола
Правописание Н
и НН в прилагательных и причастиях
как часть речи.
Служебные части
речи.
Семантика наречия, его морфологические
признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий.
Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по
семантике, структуре и способам
образования. Сочинительные и
подчинительные союзы
Итоговая контрольная работа
как часть речи.
Служебные части
речи.
Различение
служебных и самостоятельных частей речи.
Правописание служебных частей речи
Словосочетание. Сочинительная и
подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Простое предложение. Односоставное и
двусоставное предложения. Грамматическая
основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с
подлежащим.
Неполные предложения. Распространенные
и нераспространенные предложения. Знаки
препинания в простом предложении
Проверочный диктант
единицы синтаксиса.
Простое
предложение
Знаки препинания в простом предложении
Второстепенные
члены предложения.
Осложненное
предложение
Второстепенные члены предложения
(определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения.
Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Предложения с обособленными членами.
Общие условия обособления (позиция,
степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений,
обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как
особый вид обособленных членов.
Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания
при оборотах с союзом КАК. Разряды
вводных слов и предложений.
Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращении. Проверочный диктант.
Второстепенные
члены предложения.
Осложненное
предложение
Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания
при оборотах с союзом КАК. Разряды
вводных слов и предложений. Знаки
препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращени
предложение
Основные типы сложного предложения по
средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и
бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы
придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения.
Способы передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью
как способ передачи чужой речи.
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки
препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Знаки препинания в предложения с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах.
Правила оформления цитат.
Проверочный диктант
предложение
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки
препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Знаки препинания в
предложения с прямой речью. Знаки
препинания при диалогах. Правила
оформления цитат
Основные аспекты культуры речи
(нормативный, коммуникативный,
этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые
формулы. Речевой этикет. Терминология и
профессиональная лексика. Язык
специальности. Отраслевые терминологические словари.
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.
Акцентологические нормы русского языка
Коммуникативный
аспект культуры
речи
Функциональные стили
русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык
художественной литературы и
литературный язык. Индивидуальные стили
в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь
стиль
Научный стиль и его подстили.
Профессиональная речь и терминология.
Виды терминов (общенаучные,
частнонаучные и технологические).
стиль
Виды документов. Виды и формы деловой
коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем.
Рекламные тексты в профессиональной
деятельности. Виды документов в
конкретной специальности.
Контрольная работа
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.