2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Русский язык_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
38.02.03 – СОО.01.01 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СОО.01.01 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Плотникова М.В.
должность, ФИО
 
Преподаватель, Клименко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Русский язык»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

-   изобразительно-выразительные возможности русского языка;

- систему стилей языка художественной литературы;

русского литературного языка;

Уметь:

- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;

- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

Уметь:

- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-   выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормы русского литературного языка;

Уметь:

- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Русский язык» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Родная литература
 
- Литература
 
- История
 
- Обществознание
 
- Транспортная логистика
 
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
- Документооборот на морском транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
96
34
62
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
 
Тема 1.1. Основные

функции языка в

современном

обществе

Лекция (урок):

Основные функции языка в

современном обществе. Происхождение

языка (различные гипотезы). Язык как

естественная и небиологическая система

знаков. Язык и мышление. Языковая и

речевая компетенция. Социальная природа

языка.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.2

Происхождение

русского языка.

Индоевропейская

языковая семья.

Этапы

формирования

русской

лексики

Лекция (урок):

Происхождение русского

языка. Индоевропейская языковая семья.

Этапы формирования русской лексики.

Заимствования из различных языков как

показатель межкультурных связей.

Признаки заимствованного слова. Этапы

освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение

заимствованных слов. Заимствованные

слова в профессиональной лексике.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 1.3. Язык как

система знаков

Лекция (урок):

Язык как система знаков.

Структура языкового знака. Слово и его

значение. Лексическое и грамматическое

значение слова. Звук и буква. Уровни

языковой системы и единицы этих уровней.

Принципы выделения частей речи в русском

языке

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
 
Тема 2.1. Фонетика,

орфоэпия и

орфография

Лекция (урок):

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и

фонемы, звука и буквы. Чередования

звуков: позиционные и исторические.

Основные виды языковых норм:

орфоэпические (произносительные и

акцентологические). Основные правила

произношения гласных, согласных звуков.

Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и

орфоэпические нормы.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.2. Морфемика

и словообразование

Лекция (урок):

Морфемная структура

слова. Морфема как единица языка.

Классификация морфем: корневые и

служебные. Словообразование.

Морфологические способы

словообразования. Неморфологические

способы словообразования.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Орфография
Лекция (урок):

1) Правописание безударных гласных,

звонких и глухих согласных

2) Употребление буквы ь и ъ

3) Правописание о – ё после шипящих и ц

4) Проверочный диктант

5) Правописание приставок на з – с

6) Правописание и – ы после приставок

Проверочный диктант

8
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.4 Имя

существительное как

часть речи.

Лекция (урок):

Лексико-грамматические

разряды существительных: конкретные,

абстрактные, вещественные, собирательные,

единичные. Грамматические категории

имени существительного: род, число, падеж.

Склонение имен существительных.

Правописание суффиксов и окончаний имен

существительных.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.5 Имя

прилагательное как

часть речи.

Лекция (урок):

Лексико-грамматические разряды

прилагательных. Разряды прилагательных:

качественные, относительные,

притяжательные. Степени сравнения имен

прилагательных. Полная и краткая форма

имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и

полными формами. Грамматические

категории имени прилагательного: род,

число, падеж. Правописание суффиксов и

окончаний имен прилагательных. 

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.6 Имя

числительное как

часть речи.

Лекция (урок):

Лексико-грамматические разряды имен

числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы

склонения имен числительных. Лексическая

сочетаемость собирательных числительных.

Правописание числительных. Возможности

использования цифр. Числительные и

единицы измерения в профессиональной

деятельности. 

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.7

Местоимение как

часть речи

Лекция (урок):

Разряды местоимений по семантике:

личные, возвратное, притяжательные,

вопросительные, относительные,

неопределенные, отрицательные,

указательные, определительные. Дефисное

написание местоимений. Правописание

местоимений с частицами НЕ и НИ.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.8 Глагол как

часть речи

Лекция (урок):

Система грамматических категорий глагола

(вид, переходность, залог, наклонение,

время, лицо, число, род). Основа

настоящего (будущего) времени глагола и

основа инфинитива (прошедшего времени);

их формообразующие функции.

Правописание окончаний и суффиксов

глаголов.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.9 Причастие и

деепричастие как

особые формы

глагола

Лекция (урок):

Действительные и страдательные причастия

и способы их образования. Краткие и

полные формы причастий. Практическая

работа Правописание суффиксов и

окончаний глаголов и причастий.

Правописание Н и НН в прилагательных и

причастиях. Образование деепричастий

совершенного и несовершенного вида.

Правописание суффиксов деепричастий.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 2.10 Наречие

как часть речи.

Служебные части

речи.

Лекция (урок):

Семантика наречия, его морфологические

признаки и синтаксические функции.

Разряды наречий по семантике и способам

образования, местоименные наречия.

Степени сравнении качественных наречий.

Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по

семантике, структуре и способам

образования. Сочинительные и

подчинительные союзы

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Итоговая контрольная работа

2
 
2 семестр
 
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
 
Тема 3.1 Основные

единицы синтаксиса.

Простое

предложение

Лекция (урок):

Словосочетание. Сочинительная и

подчинительная связь. Виды связи слов в

словосочетании: согласование, управление,

примыкание.

Простое предложение. Односоставное и

двусоставное предложения. Грамматическая

основа простого двусоставного

предложения. Согласование сказуемого с

подлежащим.

Неполные предложения. Распространенные

и нераспространенные предложения. Знаки

препинания в простом предложении

Проверочный диктант

8
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 3.2

Второстепенные

члены предложения.

Осложненное

предложение

Лекция (урок):

Второстепенные члены предложения

(определение, приложение, обстоятельство,

дополнение). Осложненные предложения.

Предложения с однородными членами и

знаки препинания в них. Однородные и

неоднородные определения.

Предложения с обособленными членами.

Общие условия обособления (позиция,

степень распространенности и др.). Условия

обособления определений, приложений,

обстоятельств.

Поясняющие и уточняющие члены как

особый вид обособленных членов.

Знаки препинания при однородных членах с

обобщающими словами. Знаки препинания

при оборотах с союзом КАК. Разряды

вводных слов и предложений.

Знаки препинания при вводных словах и

предложениях, вставных конструкциях.

Знаки препинания при обращении. Проверочный диктант.

12
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 3.3 Сложное

предложение

Лекция (урок):

Основные типы сложного предложения по

средствам связи и грамматическому

значению (предложения союзные и

бессоюзные; сочиненные и подчиненные).

Сложноподчиненное предложение. Типы

придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с

несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой и косвенной речью

как способ передачи чужой речи.

Знаки препинания в сложносочиненных

предложениях. Знаки препинания в

сложноподчиненных предложениях. Знаки

препинания в бессоюзных сложных

предложениях.

Знаки препинания в предложения с прямой

речью. Знаки препинания при диалогах.

Правила оформления цитат.

Проверочный диктант

12
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации
 
Тема 4.1. Язык как

средство

профессиональной,

социальной и

межкультурной

коммуникации.

Лекция (урок):

Основные аспекты культуры речи

(нормативный, коммуникативный,

этический).

Языковые и речевые нормы. Речевые

формулы. Речевой этикет. Терминология и

профессиональная лексика. Язык

специальности. Отраслевые терминологические словари.

4
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.2.

Коммуникативный

аспект культуры

речи

Лекция (урок):

Функциональные стили

русского литературного языка как типовые

коммуникативные ситуации. Язык

художественной литературы и

литературный язык. Индивидуальные стили

в рамках языка художественной литературы.

Разговорная речь и устная речь

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.3. Научный

стиль

Лекция (урок):

Научный стиль и его подстили.

Профессиональная речь и терминология.

Виды терминов (общенаучные,

частнонаучные и технологические).

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Тема 4.4. Деловой

стиль

Лекция (урок):

Виды документов. Виды и формы деловой

коммуникации. Предмет деловой

переписки. Виды деловых писем.

Рекламные тексты в профессиональной

деятельности. Виды документов в

конкретной специальности.

2
ОК 05.,ОК 09.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Контрольная работа

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Русский язык» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.