ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- систему стилей языка художественной литературы;
русского литературного языка;
Уметь:
- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Иметь практический опыт:
- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Уметь:
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка;
Уметь:
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Иметь практический опыт:
часов
функции языка в
современном
обществе
Основные функции языка в
современном обществе. Происхождение
языка (различные гипотезы). Язык как
естественная и небиологическая система
знаков. Язык и мышление. Языковая и
речевая компетенция. Социальная природа
языка.
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья.
Этапы
формирования
русской
лексики
Происхождение русского
языка. Индоевропейская языковая семья.
Этапы формирования русской лексики.
Заимствования из различных языков как
показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение
заимствованных слов. Заимствованные
слова в профессиональной лексике.
система знаков
Язык как система знаков.
Структура языкового знака. Слово и его
значение. Лексическое и грамматическое
значение слова. Звук и буква. Уровни
языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском
языке
орфоэпия и
орфография
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и
фонемы, звука и буквы. Чередования
звуков: позиционные и исторические.
Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и
акцентологические). Основные правила
произношения гласных, согласных звуков.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы.
и словообразование
Морфемная структура
слова. Морфема как единица языка.
Классификация морфем: корневые и
служебные. Словообразование.
Морфологические способы
словообразования. Неморфологические
способы словообразования.
1) Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных
2) Употребление буквы ь и ъ
3) Правописание о – ё после шипящих и ц
4) Проверочный диктант
5) Правописание приставок на з – с
6) Правописание и – ы после приставок
Проверочный диктант
существительное как
часть речи.
Лексико-грамматические
разряды существительных: конкретные,
абстрактные, вещественные, собирательные,
единичные. Грамматические категории
имени существительного: род, число, падеж.
Склонение имен существительных.
Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных.
прилагательное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды
прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма
имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род,
число, падеж. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных.
числительное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды имен
числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы
склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Правописание числительных. Возможности
использования цифр. Числительные и
единицы измерения в профессиональной
деятельности.
Местоимение как
часть речи
Разряды местоимений по семантике:
личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные,
неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное
написание местоимений. Правописание
местоимений с частицами НЕ и НИ.
часть речи
Система грамматических категорий глагола
(вид, переходность, залог, наклонение,
время, лицо, число, род). Основа
настоящего (будущего) времени глагола и
основа инфинитива (прошедшего времени);
их формообразующие функции.
Правописание окончаний и суффиксов
глаголов.
деепричастие как
особые формы
глагола
Действительные и страдательные причастия
и способы их образования. Краткие и
полные формы причастий. Практическая
работа Правописание суффиксов и
окончаний глаголов и причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.
как часть речи.
Служебные части
речи.
Семантика наречия, его морфологические
признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий.
Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по
семантике, структуре и способам
образования. Сочинительные и
подчинительные союзы
Итоговая контрольная работа
единицы синтаксиса.
Простое
предложение
Словосочетание. Сочинительная и
подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Простое предложение. Односоставное и
двусоставное предложения. Грамматическая
основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с
подлежащим.
Неполные предложения. Распространенные
и нераспространенные предложения. Знаки
препинания в простом предложении
Проверочный диктант
Второстепенные
члены предложения.
Осложненное
предложение
Второстепенные члены предложения
(определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения.
Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Предложения с обособленными членами.
Общие условия обособления (позиция,
степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений,
обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как
особый вид обособленных членов.
Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания
при оборотах с союзом КАК. Разряды
вводных слов и предложений.
Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращении. Проверочный диктант.
предложение
Основные типы сложного предложения по
средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и
бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы
придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения.
Способы передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью
как способ передачи чужой речи.
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки
препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Знаки препинания в предложения с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах.
Правила оформления цитат.
Проверочный диктант
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.
Основные аспекты культуры речи
(нормативный, коммуникативный,
этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые
формулы. Речевой этикет. Терминология и
профессиональная лексика. Язык
специальности. Отраслевые терминологические словари.
Коммуникативный
аспект культуры
речи
Функциональные стили
русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык
художественной литературы и
литературный язык. Индивидуальные стили
в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь
стиль
Научный стиль и его подстили.
Профессиональная речь и терминология.
Виды терминов (общенаучные,
частнонаучные и технологические).
стиль
Виды документов. Виды и формы деловой
коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем.
Рекламные тексты в профессиональной
деятельности. Виды документов в
конкретной специальности.
Контрольная работа
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.