ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Обществознание»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- базовый понятийный аппарат социальных наук;
Уметь:
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
Иметь практический опыт:
- о методах познания социальных явлений и процессов;
Уметь:
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
Иметь практический опыт:
- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
Уметь:
- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Иметь практический опыт:
часов
Общество как система.
Общественные отношения. Связи
между подсистемами и элементами
общества. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов.
Типы обществ (традиционное,
индустриальное, постиндустриальное).
Общественный прогресс, его критерии.
Глобальные проблемы современного
общества. Роль науки в решении
социальных проблем
общественные
отношения. Развитие
общества
Роль
массовой коммуникации в современном обществе. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности
Человек как результат
биосоциальной и социокультурной
эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности.
Социализация личности, ее этапы.
Агенты (институты) социализации.
Мировоззрение человека, его структура
и типы.
Деятельность и ее структура.
Мотивация деятельности. Потребности
и интересы. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Труд,
творчество и игра как виды
деятельности. Профессиональная
деятельность, ее особенности. Выбор
профессии и профессиональное
самоопределение.
Познание мира. Чувственное и
рациональное познание. Мышление
человека. Знание как результат
познавательной деятельности. Истина,
ее критерии. Абсолютная и
относительная истина. Понятие,
особенности и методы научного
познания
природа человека и его
деятельность.
Познавательная
деятельность. Научное
познание
Личность в
современном обществе. Межличностное
общение и его особенности в сфере
организации перевозок и управления
транспортом
Духовная деятельность
человека. Формы культуры. Функции
культуры. Материальная и духовная
культура. Народная, массовая и
элитарная культура.
Мораль как общечеловеческая ценность
и социальный регулятор. Категории
морали.
Гражданственность. Патриотизм.
Религия, ее роль в жизни человека и
общества. Мировые и национальные
религии. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Важность
поддержания межконфессионального
взаимопонимания.
Искусство, его основные функции.
Особенности искусства как формы
духовной культуры.
культура личности и
общества. Религия.
Искусство
Духовные
ценности современного российского
общества. Молодежная субкультура.
Контркультура. Тоталитарные секты и
их деструктивное влияние. Достижения
современного российского искусства
Наука и ее функции.
Влияние науки на развитие общества.
Направления научно-технического
развития РФ.
Образование в современном обществе.
Российская система образования.
Важность самообразования в
современном мире. Цифровые
образовательные ресурсы
образование в
современном мире
Научные
достижения РФ. Направления развития
современного российского образования.
Роль экономики в
жизни общества. Макроэкономические
показатели и качество жизни. Предмет и
методы экономической науки.
Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы
экономических систем. Экономический
рост и пути его достижения. Понятие и
фазы экономического цикла.
основа
жизнедеятельности
общества
Экономические кризисы и их причины.
Проблемы современной российской
экономики. Проблемы транспортной
отрасли
Функционирование
рынков. Рыночный спрос. Закон спроса.
Эластичность спроса. Закон
предложения. Эластичность
предложения. Рынки труда, капитала,
земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Антимонопольное
регулирование в РФ.
Финансовый рынок и финансовые институты. Банки и банковская система.
Центральный Банк РФ, его задачи и
функции. Монетарная политика
Центробанка.
Инфляция: понятие, виды, причины,
последствия.
Цифровые финансовые услуги.
Государственная политика по развитию
конкуренции. Финансовые технологии и
финансовая безопасность.
безработица.
Рациональное поведение
потребителя
Рынок труда.
Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость населения.
Безработица, ее основные причины и
виды. Государственная политика РФ по
увеличению занятости и снижению
уровня безработицы.
Рациональная экономическая
деятельность. Экономическая свобода и
социальная ответственность
безработица.
Рациональное поведение
потребителя
Особенности труда молодежи.
Деятельность молодежных
профсоюзных организаций
Предприятие в
экономике. Цели предприятия. Факторы
производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники
финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
в РФ. Государственная политика
импортозамещения в РФ
Контрольная работа
Экономика и
государство. Экономические функции
государства. Общественные блага.
Государственный бюджет, его дефицит
и профицит. Принцип
сбалансированности государственного
бюджета. Налоги: понятие, функции,
виды. Налоговая система РФ. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства
государство
Цифровизация экономики в РФ
Мировая экономика.
Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг.
Выгоды и убытки от участия в
международной торговле.
Государственное регулирование
внешней торговли
Основные
направления экономического развития
Юга России
структура общества.
Положение личности в
обществе
Социальные общности
и группы, их типы. Понятие и критерии
социальной стратификации. Социальное
неравенство. Социальная структура
современного российского общества.
Государственная поддержка социально
незащищенных слоев населения.
Положение человека в обществе.
Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность. Социальные
роли человека в трудовом коллективе.
Возможности профессионального роста
структура общества.
Положение личности в
обществе
Формы и
каналы социальной мобильности в
современном российском обществе
Семья и брак. Функции
и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт. Меры
социальной поддержки семьи в РФ.
Помощь многодетным семьям
современном мире
развития семьи в современном мире
Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы
их предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы
национальной политики в РФ
общности и нации
Миграционные процессы в
современном мире
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.
Формы социальных девиаций.
Конформизм. Социальный контроль и
самоконтроль
Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных
конфликтов.
контроль. Социальный
конфликт и способы его
разрешения
поведения в конфликтной ситуации
Политическая власть и
субъекты политики в современном
обществе. Политические институты.
Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее
структура и функции. Политическая
система РФ на современном этапе.
Государство как основной институт
политической системы.
Государственный суверенитет. Функции
государства. Форма государства: форма
правления, форма государственного
устройства, политический режим.
Федеративное устройство РФ. Субъекты
государственной власти в РФ.
Государственное управление в РФ
власть. Политическая
система
Опасность
коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы
противодействия коррупции
Политическая культура
общества и личности. Политическое
поведение. Политическое участие.
Причины абсентеизма. Политическая
идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические
течения современности.
Политический процесс и участие в нем
субъектов политики. Формы участия
граждан в политике.
Политические партии как субъекты
политики, их функции и виды. Типы
партийных систем. Избирательная
система и ее типы (мажоритарная,
пропорциональная, смешанная).
Избирательная кампания. Избирательная система в РФ.
Политическая элита и политическое
лидерство.
культура общества и
личности.
Политический процесс и
его участники
Роль СМИ в
политической жизни общества.
Интернет в современной политической
коммуникации
Право в системе
социальных норм. Источники права.
Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс в
РФ. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты.
Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции
правоохранительных органов РФ
системе социальных
норм
Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
Конституция РФ.
Основы конституционного строя РФ.
Гражданство РФ. Личные, политические
и социально-экономические права
человека и гражданина в РФ.
Конституционные обязанности.
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени
Профессиональные обязанности
гражданина РФ в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в
условиях мирного и военного времени
регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
отношений в РФ
Гражданское право.
Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы
юридических лиц. Дееспособность и
правоспособность.
Семейное право. Порядок и условия
заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности
родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые
правоотношения. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и
обязанности работников и
работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав
работников.
ФЗ «Об образовании в РФ». Порядок
приема на обучение в образовательные
организации среднего
профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг
регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
отношений в РФ
Особенности трудовых отношений
несовершеннолетних работников
Административное
право и его субъекты.
Административное правонарушение и
административная ответственность.
Экологическое законодательство.
Экологические правонарушения.
Способы защиты права на
благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы
уголовного права. Понятие
преступлений и виды преступлений.
Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве.
Законодательство РФ о налогах и
сборах. Участники налоговых
отношений. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность
за налоговые правонарушения
Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних
Конституционное
судопроизводство.
Административный процесс. Судебное
производство по делам об
административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и
стадии.
Субъекты уголовного процесса.
Гражданские споры, порядок их
рассмотрения.
процессуального права в
РФ
Арбитражное судопроизводство
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.