ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык и культура речи»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык и культура речи»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
Уметь:
- делать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка
Уметь:
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка и применять их в речевой деятельности.
Уметь:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
Иметь практический опыт:
- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
Уметь:
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка
Уметь:
- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике
Иметь практический опыт:
часов
Понятие орфоэпии и орфоэпической нормы.
Произношение согласных перед Е в заимствованных словах. Произношение Е или О (Ё) после мягких согласных под ударением. Произношение сочетания букв ЧН. Ошибки, связанные с влиянием народных говоров. Просторечие.
Особенности русского ударения: свободное, подвижное и неподвижное. Варианты произношения слов. Варианты произношения в профессиональной и художественной речи. Ударение в именах существительных и прилагательных, в глаголах, в причастиях и отглагольных прилагательных. Орфоэпический словарь.
Понятие слова. Слово как коммуникативная единица. Однозначные и многозначные слова. Литературные нормы словоупотребления, их нарушения. Лексическая сочетаемость и стилистическая окраска.
Понятие «омонимы». Пути появления омонимов. Системные отношения в лексике. Функции синонимов. Синонимические ряды.
Понятие «антонимы». Лексические и контекстуальные антонимы. Понятие «паронимы». Паронимические пары и их члены. Смешение паронимов. Словарь паронимов.
Заимствование, понятие. Основные причины неуместного и частого употребления иноязычных слов в русском языке. Фразеология и фразеологизмы. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
Понятие речевой недостаточности. Речевая недостаточность и эллипсис. Речевая избыточность, её понятие. Плеоназм. Тавтология.
Трудности, возникающие при употреблении имён существительных: склонение одушевлённых существительных, употребление неконкретных существительных во множественном числе, определение рода имён существительных, выбор вариантных падежных форм, склонение существительных с первой частью ПОЛ-.
Трудности употребления имён прилагательных. Трудности при образовании краткой формы мужского рода прилагательных.
Трудности при образовании форм имён числительных. Трудности при употреблении собирательных имён числительных. Местоимение и его функции. Трудности в употреблении местоимений, связанные с отдельными формами, разрядами местоимений, с ролью местоименных слов в организации предложения и текста.
Использование притяжательного местоимения ИХ. Склонение неопределённых и отрицательных местоимений. Употребление возвратного местоимения СЕБЯ и притяжательного СВОЙ.
Глагол, его характеристика. Трудности в образовании глаголов несовершенного вида. Стилистическое размежевание в отдельных парах глаголов. Трудности образования и употребления форм повелительного наклонения.
Сложные случаи согласования. Ошибки, связанные с неправильным согласованием. Нормы согласования подлежащего со сказуемым. Согласование приложения с определяемым словом. Согласование прилагательных, причастий и местоимений с именами существительными. Управление как вид грамматической связи. Ошибки в предложном и беспредложном управлении. Ошибки в именном и глагольном управлении.
Грамматическая структура предложения как способ мышления. Прямой порядок слов. Инверсия как синтаксический приём. Неоправданная инверсия. Градация.
Понятие «чужая речь». Способы передачи чужой речи. Перевод прямой речи в косвенную. Правила перевода. Сложное предложение, понятие. Типы сложных предложений. Ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Стилистические нормы. Экспрессивные признаки слова, части слова, грамматической формы и предложения. Фиксация стилистической окраски слов в словарях. Основные виды стилистической окраски: книжная и разговорная. Эмоционально-оценочные слова. Просторечие. Жаргон. Профессионализмы.
Понятие стиля как разновидности литературного языка. Разговорный, публицистический, научный стили, их морфологические, синтаксические, лексические нормы. Жанры публицистического и научного стилей.
Зачет
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.