2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Электротехника и электроника
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
23.02.01 – ОП.02 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электроника»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Преподаватель, Филь Е.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электротехника и электроника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров;

- преобразование переменного тока в постоянный;

- электрические измерения и приборы;

Уметь:

- производить расчет параметров электрических цепей;

- собирать электрические схемы и проверять их работу;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- виды, типы и марки элементов электрических цепей

- способы маркировки элементов электрических цепей на электрических схемах и корпусах элементов

Уметь:

- читать и собирать простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;

- читать электрические схемы;

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

- электрические машины;

- генерирование и усиление электрических сигналов

-   электрическое и электронное оборудование, применяемое для управления перевозками.

Уметь:

- определять параметры элементов электросхем по маркировке;

- применять современное электронное и электрическое оборудование для управления перевозками.

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Электротехника и электроника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Математика
 
- Транспортная система России
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
- Производственная практика (по профилю специальности)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 124 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
82
54
28
В том числе: 
Лекционные занятия
54
36
18
Лабораторные занятия
8
4
4
Практические занятия
20
14
6
Самостоятельная работа
38
11
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
124
67
57
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
 
Лекция (урок):

1 Понятие об электрическом поле

2 Энергия электрического поля

3 Электрическое поле в диэлектриках и проводниках

4 Конденсатор, его заряд и электрическая емкость

5 Маркировка отечественных и зарубежных конденсаторов

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 1.1

Электрическое поле

Практическое занятие:

1 Решение задач по теме «Электрическое поле»

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Электрическая цепь и ее основные элементы

2 Закон Ома для участка и полной цепи

3 Законы Кирхгофа

3
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Решение задач по теме «Электрические цепи постоянного тока»

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 1.2

Основные элементы электрической цепи постоянного тока

Лабораторные занятия:

1 Исследование цепи постоянного тока при параллельном и смешанном соединении резисторов

2 Исследование зависимости сопротивления проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 1.2

Основные элементы электрической цепи постоянного тока

Самостоятельная работа:

1 Основные элементы электрической цепи постоянного тока

1
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Раздел 2. Электромагнетизм
 
Тема 2.1

Магнитное поле

Лекция (урок):

1 Основные свойства магнитного поля

2 Индуктивность

3 Электромагнитные силы

3
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Магнитная цепь

2 Электромагниты и их практическое применение

3 Намагничивание ферромагнитных материалов

4 Закон электромагнитной индукции

5 Закон Ленца Э.Д.С. самоиндукции, взаимоиндукции

6 Вихревые токи

3
ОК 01.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Решение задач по теме: «Электромагнетизм и электромагнитная индукция»

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 2.2

Электромагнитные силы. Электромагнитная индукция

Самостоятельная работа:

1 Электромагнитная индукция

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
 
Лекция (урок):1 Переменный ток, его получение.

2 Амплитудное и мгновенное значение переменных величин

3 Период, частота, сдвиг фаз

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 3.1

Синусоидальные э.д.с. и токи

Самостоятельная работа:

1 Синусоидальные эдс и токи

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Цепь переменного тока с активным сопротивлением. Векторная диаграмма.

2 Цепь переменного тока с конденсатором.  Векторная диаграмма.

3 Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.

3
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 3.2

Электрическая цепь с активным и реактивным сопротивлением

Самостоятельная работа:

1 Электрическая цепь с активным и реактивным сопротивлением

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Общий случай последовательного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.  Векторная диаграмма.  

Резонанс напряжений

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 3.3

Неразветвленная цепь переменного тока

Практическое занятие:

1 Расчет электрической цепи переменного тока с активным сопротивлением и индуктивностью

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 3.3

Неразветвленная цепь переменного тока

Лабораторные занятия:

1 Исследование цепи переменного тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Общий случай параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс тока.

3
ОК 01.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Решение задач по теме: «Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений»

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 3.4

Разветвленная цепь переменного тока

Самостоятельная работа:

1 Разветвленная цепь переменного тока

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
 
Тема 4.1

Соединение обмоток трехфазных источников электрической

энергии

Лекция (урок):

1 Генерирование трехфазной э.д.с.

2 Соединение обмоток источника в звезду.

3 Соединение обмоток источника в треугольник

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Соединение потребителей в «звезду»

2  Соединение потребителей в «треугольник»

3  Расчет симметричных трехфазных цепей переменного тока

4
ОК 01.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Решение задач по теме: «Расчет симметричных трехфазных цепей переменного тока»

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 4.2

Включение нагрузки в цепь трехфазного тока

Самостоятельная работа:

1 Включение нагрузки в цепь трехфазного тока

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Раздел 5. Электрические измерения и приборы
 
Лекция (урок):

1 Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкале

2 Погрешности измерительных приборов: абсолютная, относительная, приведенная

3 Приборы магнитоэлектрической системы

4 Приборы электромагнитной систем

4
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Определение абсолютной, относительной и приведенной погрешностей измерения

Электроизмерительные приборы непосредственной оценки

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 5.1

Измерение тока и напряжения

Самостоятельная работа:

1 Измерение тока и напряжения

1
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Электродинамический и ферродинамический ваттметр.

2 Измерение электрической энергии, индукционные счетчики

3 Контрольная работа

4
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 5.2

Измерение тока и напряжения

Самостоятельная работа:

1 Измерение тока и напряжения

4
ОК 01.,ПК 1.1
 
Консультации:
2
ОК 01.,ПК 1.1
 
4 семестр
 
Раздел 6. Трансформаторы
 
Лекция (урок):

1 Устройство и принцип действия трансформатора

Параметры, характеризующие работу трансформатора

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 6.1

Устройство и принцип действия

Практическое занятие:

1 Решение задач по теме: «Определение коэффициента трансформации, основных параметров трансформатора»

2
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Режим холостого хода, опыт короткого замыкания.

2 Режим трансформатора под нагрузкой

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 6.2

Режимы работы трансформаторов

Самостоятельная работа:

1 Режимы трансформаторов

7
ОК 01.,ПК 1.1
 
Раздел 7. Электрические машины
 
Лекция (урок):

1 Общее устройство машин постоянного тока.

2 Обратимость машина. Принцип работы машин постоянного тока.

3 Генераторы постоянного тока.

1
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лабораторные занятия:

1 Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением

4
ОК 01.,ПК 1.1
 
Тема 7.1

Электрические машины постоянного тока

Самостоятельная работа:

1 Микромашины постоянного тока Микрома-шины измерения и управления

6
ОК 01.,ПК 1.1
 
Лекция (урок):

1 Устройство и виды асинхронных двигателей.

2 Принцип действия асинхронного электродвигателя.

3 Пуск в ход асинхронного электродвигателя.

4 Устройство синхронного генератора

1
ОК 01.
 
Практическое занятие:

1 Определение скольжения и скорости вращения асинхронного двигателя, вращающего момента асинхронного двигателя

2
ОК 01.
 
Тема 7.2

Электрические машины переменного тока

Самостоятельная работа:

1 Микромашины переменного тока Микромашины измерения и управления

7
ОК 01.
 
Раздел 8. Основы электроники
 
Тема 8.1

Электронные приборы

Лекция (урок):

1 Устройство и принцип действия электровакуумной лампы.

2 Ламповые диоды, триоды (вольтамперная характеристика)

1
ОК 01.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1 Электронно-дырочный переход и его свойства.

2 Выпрямительные и универсальные диоды, стабилитроны.

3 Тиристоры, транзисторы, их применение в схемах управления

5
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Практическое занятие:

1 Решение задач по теме: «Расчет полупроводникового диода для двухполупериодной схемы выпрямления»

2
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 8.2

Полупроводниковые приборы

Самостоятельная работа:

1 Полупроводниковые приборы

7
ОК 01.,ОК 09.,ПК 1.1
 
Тема 8.3

Электронные усилители, электронные генераторы

Лекция (урок):

1 Принцип усиления напряжения и тока

2 Обратные связи и стабилизация режимов работы

3 Микросхемы, их применение в схемах управления

Дифференцированный зачет

8
ОК 01.,ПК 1.1
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электротехника и электроника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.