2024-2025_23_02_01_24_1234 (на базе 9 кл)_plx_Основы стивидорных операций
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы стивидорных операций»
23.02.01 – МДК.01.04 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы стивидорных операций»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.01.04 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы стивидорных операций»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы стивидорных операций» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы стивидорных операций»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.01.04 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы стивидорных операций»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы стивидорных операций» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Преподаватель, Коренякина Н.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы стивидорных операций»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные методы и приемы обеспечения безопасности перевозок.

- технические требования и нормы безопасности для средств перевозки

- состав, функции, современные средства поиска, анализа, интерпретации информации и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности

Уметь:

- применять основы технологии перевозки грузов в профессиональной деятельности

- характеризовать и выбирать технологическое перегрузочное оборудование в профессиональной деятельности;

- оценивать эффективность методов перегрузки грузов

- использовать программное обеспечение для решения транспортных задач.

Иметь практический опыт:

- в использовании современных средств поиска, анализа и интерпретации информации и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности;

- в выборе и применении различных видов технологического перегрузочного оборудования при перевозке грузов;

- в выборе оптимального вида транспорта для каждого вида груза.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- требования и правила оформления документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса на транспорте.

- принципы построения и виды профессиональной документации, а также правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации на русском и иностранном языках

- основные информационные технологии, АСУ и программные средства, которые применяются при решении задач по выполнению операций по осуществлению перевозочного процесса;

- основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);

Уметь:

- составлять и оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса на транспорте;

- анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;

- применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения и пользования профессиональной документацией на русском и иностранном языках

Иметь практический опыт:

- в чтении и переводе текстов и профессиональной документации, в ведении деловых коммуникаций в устной и письменной форме на русском и иностранном языке.

- в составлении и оформлении документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса на транспорте

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте

- основы технологического процесса перевозки грузов;

- технологическое перегрузочное оборудование, его виды и особенности;

- особенности технологии перевозки грузов различными видами транспорта.

- основные информационные технологии и программные средства, которые применяются в решении задач при выполнении операций по осуществлению перевозочного процесса;

- принципы работы перегрузочных процессов

- технологию грузовых работ

Уметь:

- формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю;

- выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами;

- координировать действия персонала и взаимодействовать с другими службами в случае аварийных ситуаций

- выбирать оптимальный вид транспорта для каждого вида груза в профессиональной деятельности.

- применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач выполнения операций по осуществлению перевозочного процесса.

- использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

- использовать АСУ на транспорте и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

- выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с АСУ и другими программами;

- применять основные информационные технологии и программные средства, АСУ, которые используются при решении задач выполнения операций по осуществлению перевозочного процесса.

Иметь практический опыт:

- в применении основных способов и методов организации работы персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

- в применении основных информационных технологий и программных средств, АСУ, которые

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
используются в решении задач при выполнении операций по осуществлению перевозочного процесса

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Основы стивидорных операций» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Экологические основы природопользования
 
- Метрология, стандартизация и сертификация
 
- Транспортная система России
 
- Охрана труда
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
- Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
 
- Перевозка грузов на особых условиях
 
- Транспортная логистика
 
- Документооборот на морском транспорте
 
- Производственная практика (по профилю специальности)
 
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Обработка и обслуживание судов в морских портах и терминалах
 
Лекция (урок):

1. Организация структуры управления морского порта и основные подразделения порта.

2. Грузовой район морского порта.

3. Материально-техническая база морского порта.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 1.1 Управление производственной деятельностью в морском порту и терминале
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Структура управления морского порта.

Практическая работа № 2. Характеристика морских портов России

6
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1. Основные обязанности портов, пароходств и капитанов судов по обработке и обслуживанию судов.

2. Ответственность портов и пароходств за результаты обработки судов.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 1.2 Обязанности портов, пароходств и капитанов судов по обработке и обслуживанию судов
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Таможенные декларации и принципы их заполнения.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 1.3 Технология грузовых работ
Лекция (урок):

1. Основные задачи технологических подразделений портов.

2. Технологический процесс перегрузки груза. Основные термины и определения.

3. Рабочие технологические карты погрузочно-разгрузочных процессов

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 1.4 Правовой режим российских морских портов, открытых для международного судоходства
Лекция (урок):

1. Санитарный режим.

2. Санитарно-ветеринарный режим.

3. Таможенный режим.

4. Пограничный режим.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Раздел 2. Основные сведения о грузах
 
Тема 2.1 Транспортная характеристика и классификация грузов
Лекция (урок):

1. Элементы транспортной характеристики грузов.

2. Системы классификации грузов, перевозимых морским транспортом.

3. Тара и упаковка грузов.

4. Маркировка тарно-штучных грузов.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Раздел 3. Транспортная характеристика и классификация грузов
 
Лекция (урок):

1. Виды и характеристики портовых кранов.

2. Виды и характеристики машин внутрипортовой механизации.

3. Управление перегрузочными машинами.

4. Условия безопасности работ стреловых поворотных кранов и машин внутрипортового безрельсового транспорта.

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 3.1 Виды и характеристика портового перегрузочного оборудования и машин
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Виды портового перегрузочного оборудования и их характеристики

4
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Раздел 4. Основные организационные этапы работ стивидора
 
Лекция (урок):

1. Организация швартовных работ и обязанности стивидора при швартовке судна.

2. Подготовка рабочего места к грузовым работам и инструктаж комплексных бригад на рабочем месте.

3. Организация перегрузочного процесса по варианту судно-склад.

4. Организация перегрузочного процесса по варианту судно-вагон.

5. Ведение и оформление стивидорской документации.

4
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 4.1 Организация работы стивидора
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Расчет производительности технологической линии.

4
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Раздел 5. Организация погрузочно-разгрузочных работ на причалах порта
 
Тема 5.1 Организация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами на причалах порта
Лекция (урок):

1. Грузы в ящиках и мешках.

2. Грузы в кипах и тюках.

3. Грузы катно-бочковые.

4. Металлы и металлические изделия.

5. Тяжеловесные и длинномерные грузы.

6. Лесные грузы.

2
ОК 01.,ОК 09.
 
Тема 5.2 Организация труда в морских портах
Лекция (урок):

1. Организация труда на погрузо-разгрузочных работах

2. Трудовой потенциал порта и показатели его использования

2
ОК 01.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1. Основные виды норм на погрузо-разгрузочных работах в портах и порядок их применения

2. Принцип построения норм, применяемых на погрузо-разгрузочных работах

3. Факторы, влияющие на величину норм выработки и времени

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 5.3 Нормы труда и особенности их применения на погрузочно-разгрузочных работах в портах
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Организация и техническое нормирование труда на погрузочно-разгрузочных работах

4
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1. Организация нормирования. Наряд-задание

2. Оплата труда на погрузо-разгрузочных работах в морских портах

2
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Тема 5.4 Техническое нормирование труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Наряд-задание на ПРР в портах

Дифференцированный зачет

4
ОК 01.,ПК 1.2,ОК 09.
 
Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекций, учебной литературы, изучение нормативных документов

18
 
Консультации:
6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы стивидорных операций» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.