2024-2025_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Перевозка грузов на особых условиях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Перевозка грузов на особых условиях»
23.02.01 – МДК.03.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Перевозка грузов на особых условиях»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.03.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Перевозка грузов на особых условиях»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Перевозка грузов на особых условиях» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель , Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Перевозка грузов на особых условиях»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению;

Уметь:

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению

Иметь практический опыт:

- в определении подхода к решению логистической задачи применительно к различным контекстам;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках, обеспечивающую грузовые перевозки;

- основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Уметь:

- применять основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Иметь практический опыт:

- в применении основ транспортно-экспедиционной деятельности и видов документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

-основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

Уметь:

- применять в процессе управления перевозками логистическую концепцию и методы организации рациональной переработки грузов;

- применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями

Иметь практический опыт:

- в применении основ организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлении расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- обеспечить управление движением;

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- основы процесса управления перевозками на основе логистической концепции и основы процесса организации рациональной переработки грузов;

Уметь:

- применять основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

Иметь практический опыт:

- в применении основных положений, регулирующих взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- анализировать организацию работы по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

- в применении в процессе управления перевозками логистической концепции и методов организации рациональной переработки грузов;

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Перевозка грузов на особых условиях» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
- Транспортная система России
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
 
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
- Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
78
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
38
38
Самостоятельная работа
22
22
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ).

2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ).

3. Правила железнодорожных перевозок опасных грузов.

4. Нормативно-правовые документы РФ, регулирующие перевозку опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов
Самостоятельная работа:

Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Категория грузов, перевозимых на особых условиях.

2. Классификация опасных грузов.

3. Свойства опасных грузов. Физико-химические процессы при перемешивании опасных грузов, возгорании, испарении, кипении, смешивании с водой, образование электростатических зарядов, возникающих в результате трения.

4. Воздействие опасных грузов на человеческий организм при контакте с кожей, вдыхании, попадании внутрь. Вредные воздействия опасных грузов при попадании в воду, почву.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Определение характера опасности перевозимого груза. Код опасности.

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Транспортная характеристика опасных грузов.

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности
Самостоятельная работа:

Общая характеристика опасных грузов по классам опасности: изучение теоретического материала

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Типы маркировки. Знаки опасности.

2. Правила маркировки и нанесения опасных грузов (для различных видов транспорта).

3. Требования к маркировке опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Маркировка грузового места с опасным грузом

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Маркировка грузового места с опасным грузом, обладающего несколькими видами опасности

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Нанесение знаков опасности на транспортное средство

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Нанесение знаков опасности при контейнерной и контрейлерной перевозке

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 3. Маркировка опасных грузов.
Самостоятельная работа:

Маркировка опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Требования к таре и упаковке.

2. Классификация тары, предназначенной для перевозки опасных грузов.

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Виды тары и упаковки для опасных грузов

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 4. Тара и упаковка опасных грузов.
Самостоятельная работа:

Тара и упаковка опасных грузов: изучение теоретического материала

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Требования к морским судам, перевозящим опасные грузы.

2. Требования к подвижному составу и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов.

3. Требования к автомобилю и водителю при перевозке опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 5. Требования к транспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов
Самостоятельная работа:

Требования к транспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 6. Организация перевозки опасных грузов
Лекция (урок):

1. Размещение, укладка и крепление опасных грузов.

2. Требование к месту погрузки-разгрузки опасного груза. Способы загрузки транспортных средств.

3. Дополнительные требования к погрузо-разгрузочным механизмам и работам.  

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Определение возможности совместной перевозки опасных грузов

8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 6. Организация перевозки опасных грузов
Самостоятельная работа:

Организация перевозки опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, основное их содержание

2. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, основное их содержание

3. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов морским транспортом, основное их содержание

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Оформление перевозочных документов при перевозке опасных грузов

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Оформление перевозочных документов при международной перевозке

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 11. Оформление перевозочных документов, нанесение знаков опасности на вагон при перевозке взрывчатых материалов

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 7. Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов
Самостоятельная работа:

Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов: изучение теоретического материала. 

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Консультации:
8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Перевозка грузов на особых условиях» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.