ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Литература»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- систему стилей языка художественной литературы;
Уметь:
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
Иметь практический опыт:
- содержание произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Уметь:
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
Иметь практический опыт:
- нормы русского литературного языка;
Уметь:
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- применять знания норм русского литературного языка в речевой практике;
Иметь практический опыт:
часов
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением изученного материала). Значение литературы при освоении специальностей СПО
А.С. Пушкин как
национальный
гений и символ
1. Пушкинский биографический миф.
Произведения Пушкина в других видах
искусства (живопись, музыка, кино и др.)
Памятники Пушкину, топонимы и другие
способы мемориализации его имени. Пушкин
и современность, образы Пушкина в массовой
культуре: эмблематичность его портретов,
знаковость имени, Пушкин и герои его
произведений в других видах искусств
(музыка, живопись, театр, кино, анимация) и в
продукции массовой культуры, массмедиа, в
произведениях массовой культуры: комиксах,
карикатурах, граффити, товарных знаках,
рекламе и др. графических формах.
2. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина:
мечты о «вольности святой»; душевное
благородство и гармоничность в выражении
любовного чувства; поиски смысла бытия;
внутренней свободы; отношения человека с
Богом; осмысление высокого назначения
художника, его миссии пророка; идея
преемственности поколений; осмысление
исторических процессов с гуманистических
позиций; нравственное решение проблем
человека и его времени.
Тема одиночества
человека в
творчестве М. Ю.
Лермонтова (1814
— 1841)
1. Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова.
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Тема одиночества в лирике Лермонтова.
Поэт и общество.
Драматургия А.Н.
Островского в
театре. Судьба
женщины в XIX
веке и ее
отражение в
драмах А. Н.
Островского
(1823—1886)
1. Особенности драматургии А. Н.
Островского, историко-литературный контекст
его творчества.
Секреты прочтения драматического
произведения, особенности драматических
произведений и их реализация в пьесе А.Н.
Островского «Гроза»: жанр, композиция,
конфликт, присутствие автора. Законы
построения драматического произведения,
современный взгляд на построение историй
(сторителлинг, сценарии); основные узлы в
сюжете пьесы.
2. Город Калинов и его жители.
Противостояние патриархального уклада и
модернизации (Дикой и Кулигин). Семейный
уклад в доме Кабанихи. Характеры Кабанихи,
Варвары и Тихона Кабановых в их
противопоставлении характеру Катерины.
Образ Катерины в контексте культурноисторической ситуации в России середины
XIX века – «женский вопрос»: споры о месте
женщины в обществе, ее предназначение в
семье и эмансипации, отсутствие образования
для девочек дворянского и мещанского
сословия, типическое в ее образе.
Илья Ильич
Обломов как
вневременной тип
и одна из граней
национального
характера
1. И.А. Гончаров роман «Обломов». Образ
Обломова: детство, юность, зрелость. Понятие
«обломовщины» в романе И.А. Гончарова,
«обломовщина» как имя нарицательное.
2. Образ Обломова в театре и кино, в
современной массовой культуре, черты
Обломова в каждом из нас.
Новый герой,
«отрицающий всё»,
в романе И. С.
Тургенева (1818 -
1883) «Отцы и
дети»
1. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Творческая история, смысл названия.
2. «Отцы» (Павел Петрович и Николай
Петрович Кирсановы) и молодое поколение,
специфика конфликта. Вечные темы в спорах
«отцов и детей».
3. Взгляд на человека и жизнь общества
глазами молодого поколения. Нигилизм и
нигилисты. Понятие антитезы на примере
противопоставления Евгения Базарова и Павла
Петровича Кирсанова в романе: портретные и
речевые характеристики.
Человек и его
выбор в кризисной
ситуации в романе
Ф.М. Достоевского
«Преступление и
наказание» (1866)
1. Роман «Преступление и наказание»:
образ главного героя. Причины преступления:
внешние и внутренние.
2. Теория, путь к преступлению, крушение
теории, наказание, покаяние и «воскрешение».
Роль образа Сони Мармеладовой, значение
эпизода чтения Евангелия.
3. «Двойники» Раскольникова: теория
Раскольникова устами Петра Петровича
Лужина и Свидригайлова. Значение эпилога
романа, сон Раскольникова на каторге.
Внутреннее преображение как основа
изменения мира к лучшему.
Человек в поиске
правды и любви:
«любовь – это
деятельное
желание добра
другому…» – в
творчестве Л. Н. Толстого (1828—
1910)
1. Роман-эпопея «Война и мир» (1869)
(обзорно): история создания, истоки замысла,
жанровое своеобразие, смысл названия.
2. Отражение нравственных идеалов Толстого
в системе персонажей.
3. «Мысль семейная» и «мысль народная».
4. Роль народа и личности в истории.
Экранизации романа.
Крестьянство как
собирательный
герой поэзии Н.А.
Некрасова
1. Особенность лирического героя. Основные
темы и идеи. Своеобразие решения образа и
музы и темы поэта и поэзии. Утверждение
крестьянской темы.
2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866)
(обзорно). Эпопея крестьянской жизни:
замысел и его воплощение.
3. Фольклорная основа поэмы. Легенда об
атамане Кудеяре.
Человек и мир в
зеркале поэзии.
Ф.И. Тютчев и А.А.
Фет
своеобразие лирики Тютчева, бурный пейзаж
как доминанта в художественном мире
Тютчева.
2. Основные темы и художественное
своеобразие лирики А.А. Фета, идиллический
пейзаж.
Проблема
ответственности
человека за свою
судьбу и судьбы
близких ему людей
в рассказах А.П.
Чехова (1860—
1904)
мезонином». «Рассказ старшего садовника».
2. Человек и общество. Психологизм прозы
Чехова: лаконичность повествования и
скрытый лиризм.
3. Пьеса «Вишнёвый сад» (1903). Новаторство
Чехова-драматурга: своеобразие конфликта и
системы персонажей, акцент на внутренней
жизни персонажей, нарушение жанровых
рамок. Сколько стоит вишневый сад:
историко-культурные сведения.
4. Эволюция драматургии второй половины
XIX – начала XX века: от Островского к
Чехову. Особенности чеховских диалогов.
Речевые и портретные характеристики
персонажей.
Мотивы лирики и
прозы И.А. Бунина
1. Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Факты
биографии. Первый русский писатель –
лауреат Нобелевской премии по литературе.
Лирика. Философичность, психологизм и
лиризм поэзии Бунина. Прославление «любви
и радости бытия». Пейзажная лирика. Тема
одиночества. Тема поэтического труда.
2. Мотив запустения и увядания дворянских
гнезд, образ «Руси уходящей». Судьба мира и
цивилизации в осмыслении писателя. Тема
трагической любви в рассказах Бунина.
Традиции русской классической поэзии и
психологической прозы в творчестве Бунина,
Новаторство поэта.
Традиции русской
классики в
творчестве А.И.
Куприна
1. Александр Иванович Куприн (1870–1938)
Сведения из биографии.
Повесть «Олеся». Тема «естественного
человека» в повести. Мечты Олеси и реальная
жизнь ее окружения. Трагизм любви героини.
Осуждение пороков общества.
2. Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие
сюжета. Герои о сущности любви. Трагическая
история любви Желткова. Развитие темы
«маленького человека» в рассказе. Смысл
финала. Символический смысл заглавия, роль
эпиграфа. Авторская позиция.
Герои М. Горького
в поисках смысла
жизни
Самостоятельная работа: М. Горький и
художественный театр. Сценическая история
пьесы «На дне».
Серебряный век:
общая
характеристика и
основные
представители
От реализма – к модернизму.
Серебряный век: происхождение и смысл
определения. Серебряный век как культурноисторическая эпоха. Предпосылки
возникновения. Классификация литературных
направлений: от реализма – к модернизму.
Диалог с классикой как «средство развития,
обогащения» новых направлений. Основные
модернистские направления.
Символизм. Идея двоемирия и обновление
художественного языка: расширение значения
слова. Поэты-символисты: В. Брюсов
(«Творчество»); К. Бальмонт («Я –
изысканность русской медлительной речи…»);
А. Белый («Раздумье»).
Акмеизм. Возвращение к «прекрасной
ясности». Предметность тематики и образов,
точность слова. Поэты-акмеисты: Н. Гумилев
(«Жираф»); С. Городецкий («Береза»).
Футуризм. Эпатажность и устремленность в
будущее. Разрыв с традицией. Попытка
создать «новый стиль. Приоритет формы над содержанием, эпатаж. Поиски в области языка,
словотворчество.
А. Блок. Лирика.
Поэма
«Двенадцать»
1. Сведения из биографии поэта.
«Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О
доблестях, о подвигах, о славе…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»),
«Россия», «Балаган», «О, я хочу безумно
жить…». Лирика Блока – «трилогия
вочеловечения». Ранние стихи: мистицизм,
идеал мировой гармонии. Любовь как
служение и возношение. «Страшный мир» в
лирике Блока. Тема трагической любви. Тема
призвания поэта. Музыкальность,
экспрессивность как художественная
особенность поэтической речи Блока.
2. Поэма «Двенадцать». Проблематика, сюжет
и композиция. «Рождение будущего в пожаре
и крови»: образ революции. Образ
«двенадцати». Образ Христа и
неоднозначность его интерпретации.
Символика образов. Антитеза. Полифонизм
поэмы. Поэма в живописи и на сцене.
Поэтическое
новаторство В.
Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский (1893–
1930) Трагедия горлана-главаря (факты
биографии). Маяковский и футуризм. Ранняя
лирика поэта. Поэма-триптих «Облако в
штанах». Образ лирического героя-бунтаря и
его возлюбленной. Новаторское открытие
Маяковского в жанре поэмы: усиление
лирического начала (превращение поэмы в
лирический монолог).
Драматизм судьбы
поэта
С. А. Есенин
Сергей Александрович Есенин (1895–1925).
Чувство Родины – основное в творчестве
Есенина. Образ родной деревни, ее судьба в
ранней и поздней лирике поэта. Посвящение
матери. Особая связь природы и человека.
Любовная тема. Исповедальность лирики:
отражение потерь и обретений на дороге
жизни. Самобытность поэзии Есенина
(народно-песенная основа, музыкальность).
Есенин на сцене, в кино и музыке.
Исповедальность
лирики М. И.
Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941).
Сведения из биографии. Исповедальность
поэзии Цветаевой. Необычность образа
лирического героя. Основные темы творчества:
тема поэта; тема тоски по родине,
бесприютности; тема жизни и смерти; тема
«влюбленности» в творчество поэтовсовременников Живописность и
музыкальность образов.
Вечные темы в
поэзии А. А.
Ахматовой
1. Анна Андреевна Ахматова (1889–1966)
Сведения из биографии. Основные темы
лирики Ахматовой: любовь как
всепоглощающее чувство, как мука; тема
творчества; гражданская тема; пушкинская
тема.
2. Поэма «Реквием». Памятник страданиям и
мужеству. Трагический пафос произведения.
Жанр и композиция поэмы. Смысл названия.
Образ лирической героини. Эпилог поэмы:
личная трагедия героини и общенародное горе.
Библейские мотивы и образы в поэме. Тема
исторической памяти. я из биографии. Философичность лирики. Изображение «мгновения» жизни.
«Изгнанник,
избранник»: М. А.
Булгаков
1. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940)
«Изгнанник, избранник»: сведения из
биографии (с обобщением ранее изученного).
2. Роман «Мастер и Маргарита». История
создания и издания романа. Жанр и
композиция: прием «роман в романе».
Библейский и бытовой уровни повествования.
3. Реальность и фантастика (литературная
среда Москвы; Воланд и его свита). Сатира.
Основные проблемы романа: проблема
предательства, проблема творчества и судьбы
художника, проблема нравственного выбора.
4. Тема идеальной любви (история
Маргариты). Финал романа. Экранизации
романа.
М. А. Шолохов.
Роман-эпопея
«Тихий Дон»
1.Михаил Александрович Шолохов (1905–
1984) Сведения из биографии (с обобщением
ранее изученного). Лауреат Нобелевской
премии по литературе.
2. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные
главы). История создания. Смысл названия.
Жанр.
3. Герои романа-эпопеи о всенародной
трагедии. Семья Мелеховых
4. Образ Григория Мелехова. Любовь в его
жизни. Герой в поисках своего пути среди
«хода истории».
5. Финал романа-эпопеи. Проблема гуманизма
в произведении.
А.Т. Твардовский.
Исповедальность
лирических
произведений
Александр Трифонович Твардовский (1910–
1970) Сведения из биографии (с обобщением
ранее изученного). Исповедальность
лирических произведений. Темы, образы и
мотивы. Тема памяти, тема войны, тема
творчества в лирике поэта. Мотив служения
народу, отечеству.
Тема Великой
Отечественной
войны в
литературе
Поэзия и драматургия Великой Отечественной
войне.
«Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. В.
Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д.
Воробьев, В. Л. Кондратьев и др. (обзор прозы
«молодых» лейтенантов).
Проблема нравственного выбора на войне.
Василий Владимирович Быков (1924–2003)
Повесть «Сотников». Человек в экстремальной
ситуации, на пороге смерти. Стремление к
самосохранению (Рыбак) – и сохранение
человеческого достоинства, духовный подвиг
(Сотников).
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001).
Традиции и новаторство писателя в
изображении войны.
Рассказ «Связистка». Мотив испытания войной
на войне и после войны. Герои рассказа.
Дилемма нравственного выбора между
«воинским долгом и человеческой жизнью».
Тема покаяния, ответственности за каждый
свой поступок.
Тоталитарная тема
в литературе
второй ХХ века
А.И. Солженицын «Один день Ивана
Денисовича»;
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» (по
выбору учителя).
Социальная и
нравственная
проблематика в
литературе второй
половины ХХ века
1. Валентин Григорьевич Распутин (1937–
2015). Повесть «Прощание с Матерой». Связь
творчества писателя с экологическими
проблемами. Народ, его история, его земля в
произведении. Образы «старинных старух».
Утрата нравственных ценностей молодым
поколением. Символика в повести. Позиция
автора.
2. Василий Макарович Шукшин (1929–1974).
Рассказы «Чудик», «Срезал», «Миль пардон,
мадам!». Герои-чудики. Восприятие их
окружающими. Неоднозначность шукшинских
чудиков. Противостояние интеллигенции и
народа. Поэтика рассказов: анекдотичность,
характеристичный диалог, открытый финал
проблематика и
образы
Лекция (урок): Развитие традиционных тем
русской лирики: тема творчества, тема любви,
гражданского служения, тема войны, единство
человека и природы. Культурный контекст
лирики. Поэтические искания.
Иосиф Александрович Бродский (1940–
1996)
Культурно-исторический и литературный
контекст поэзии Иосифа Бродского.
Автобиографические мотивы. Проблемнотематическое многообразие лирики поэта.
Тема изгнанничества, одиночества, вечной
разлуки, тема любви, тема памяти,
христианская тема. Философские темы (жизнь
и смерть, свобода настоящая и свобода
мнимая). Особенности стиха. Стихи поэта,
места, связанные с его жизнью, в современной
массовой культуре.
второй половины
XX - начала XXI
века
Рассказы, повести, романы (по
одному произведению не менее чем трех
прозаиков по выбору). Например, Ф.А.
Абрамов («Братья и сестры» (фрагменты из
романа), повесть «Пелагея» и другие); Ч.Т.
Айтматов (повести «Пегий пес, бегущий краем
моря», «Белый пароход» и другие); В.И. Белов
(рассказы «На родине», «За тремя волоками»,
«Бобришный угор» и другие); Г.Н. Владимов
(«Верный Руслан»); Ф.А. Искандер (роман в
рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты),
философская сказка «Кролики и удавы» и
другие); Ю.П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты горько
плакал» и другие); В.О. Пелевин (роман
«Жизнь насекомых» и другие); Захар
Прилепин (роман «Санькя» и другие); А.Н. и
Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на
обочине» и другие); Ю.В. Трифонов (повести
«Обмен», «Другая жизнь», «Дом на
набережной» и другие); В.Т. Шаламов
(«Колымские рассказы», например,
«Одиночный замер», «Инжектор», «За
письмом» и другие) и другие.
Поэзия и
драматургия
второй половины
XX - начала XXI
века
1. Стихотворения по одному произведению не
менее чем двух поэтов по выбору). Например,
Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С.
Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова,
А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А.
Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
2. Пьесы (произведение одного из драматургов
по выбору). Например, А.Н. Арбузов
«Иркутская история»; А.В. Вампилов
«Старший сын»; Е.В. Гришковец «Как я съел
собаку»; К.В. Драгунская «Рыжая пьеса» и
другие.
Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)
Первая волна эмиграции
русских писателей. Характерные черты
литературы русского зарубежья 1920-1930-х
гг. Творчество И. Шмелёва, Б. Зайцева, В.
Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского.
Вторая волна эмиграции русских писателей.
Осмысление опыта сталинских репрессий и
Великой отечественной войны в литературе.
Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И.
Елагина. Третья волна эмиграции.
Возникновение диссидентского движения в
СССР. Творчество И. Бродского, А.
Синявского, Г. Владимова.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.