2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Обществознание_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
38.02.03 – СОО.01.07 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СОО.01.07 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Февралев Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- базовый понятийный аппарат социальных наук;

Уметь:

- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о методах познания социальных явлений и процессов;

Уметь:

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

Уметь:

- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История
 
- Основы философии
 
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
- Охрана труда
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
96
34
62
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Человек в обществе
 
Тема 1.1. Общество и

общественные

отношения. Развитие

общества

Лекция (урок):

Общество как система.

Общественные отношения. Связи

между подсистемами и элементами

общества. Общественные потребности и

социальные институты. Признаки и

функции социальных институтов.

Типы обществ (традиционное,

индустриальное, постиндустриальное).

Общественный прогресс, его критерии.

Глобальные проблемы современного

общества. Роль науки в решении

социальных проблем

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 1.2. Биосоциальная

природа человека и его

деятельность.

Познавательная

деятельность. Научное

познание

Лекция (урок):

Человек как результат

биосоциальной и социокультурной

эволюции. Влияние социокультурных

факторов на формирование личности.

Социализация личности, ее этапы.

Агенты (институты) социализации.

Мировоззрение человека, его структура

и типы.

Деятельность и ее структура.

Мотивация деятельности. Потребности

и интересы. Свобода и необходимость в

деятельности человека. Труд,

творчество и игра как виды

деятельности. Профессиональная

деятельность, ее особенности. Выбор

профессии и профессиональное

самоопределение.

Познание мира. Чувственное и

рациональное познание. Мышление

человека. Знание как результат

познавательной деятельности. Истина,

ее критерии. Абсолютная и

относительная истина. Понятие,

особенности и методы научного

познания

6
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Раздел 2. Духовная сфера жизни обществ
 
Тема 2.1. Духовная

культура личности и

общества. Религия.

Искусство

Лекция (урок):

Духовная деятельность

человека. Формы культуры. Функции

культуры. Материальная и духовная

культура. Народная, массовая и

элитарная культура.

Мораль как общечеловеческая ценность

и социальный регулятор. Категории

морали.

Гражданственность. Патриотизм.

Религия, ее роль в жизни человека и

общества. Мировые и национальные

религии. Свобода совести и свобода

вероисповедания. Важность

поддержания межконфессионального

взаимопонимания.

Искусство, его основные функции.

Особенности искусства как формы

духовной культуры. 

6
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 2.2. Наука и

образование в

современном мире

Лекция (урок):

Наука и ее функции.

Влияние науки на развитие общества.

Направления научно-технического

развития РФ.

Образование в современном обществе.

Российская система образования.

Важность самообразования в

современном мире. Цифровые

образовательные ресурсы

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
 
Тема 3.1. Экономика –

основа

жизнедеятельности

общества

Лекция (урок):

Роль экономики в

жизни общества. Макроэкономические

показатели и качество жизни. Предмет и

методы экономической науки.

Ограниченность ресурсов. Кривая

производственных возможностей. Типы

экономических систем. Экономический

рост и пути его достижения. Понятие и

фазы экономического цикла. 

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 3.2. Рыночные

отношения в экономике.

Финансовые

институты

Лекция (урок):

Функционирование

рынков. Рыночный спрос. Закон спроса.

Эластичность спроса. Закон

предложения. Эластичность

предложения. Рынки труда, капитала,

земли, информации. Государственное

регулирование рынков. Конкуренция и

монополия. Антимонопольное

регулирование в РФ.

Финансовый рынок и финансовые институты. Банки и банковская система.

Центральный Банк РФ, его задачи и

функции. Монетарная политика

Центробанка.

Инфляция: понятие, виды, причины,

последствия.

Цифровые финансовые услуги.

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 3.3. Рынок труда и

безработица.

Рациональное поведение

потребителя

Лекция (урок):

Рынок труда.

Заработная плата и стимулирование

труда. Занятость населения.

Безработица, ее основные причины и

виды. Государственная политика РФ по

увеличению занятости и снижению

уровня безработицы.

Рациональная экономическая

деятельность. Экономическая свобода и

социальная ответственность

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 3.4. Предприятие в

экономике

Лекция (урок):

Предприятие в

экономике. Цели предприятия. Факторы

производства. Альтернативная

стоимость, способы и источники

финансирования предприятий.

Издержки, их виды. Выручка, прибыль. 

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Лекция (урок):Контрольная работа
2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 3.5. Экономика и

государство

Лекция (урок):

Экономика и

государство. Экономические функции

государства. Общественные блага.

Государственный бюджет, его дефицит

и профицит. Принцип

сбалансированности государственного

бюджета. Налоги: понятие, функции,

виды. Налоговая система РФ. Налоговые льготы и вычеты.

Фискальная политика государства

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 3.6. Основные

тенденции развития

экономики РФ и

международной

экономики

Лекция (урок):

Мировая экономика.

Международное разделение труда.

Экспорт и импорт товаров и услуг.

Выгоды и убытки от участия в

международной торговле.

Государственное регулирование

внешней торговли

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Раздел 4. Социальная сфера
 
Тема 4.1. Социальная

структура общества.

Положение личности в

обществе

Лекция (урок):

Социальные общности

и группы, их типы. Понятие и критерии

социальной стратификации. Социальное

неравенство. Социальная структура

современного российского общества.

Государственная поддержка социально

незащищенных слоев населения.

Положение человека в обществе.

Социальные статусы и роли.

Социальная мобильность. Социальные

роли человека в трудовом коллективе.

Возможности профессионального роста

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 4.2. Семья в

современном мире

Лекция (урок):

Семья и брак. Функции

и типы семьи. Семья как важнейший

социальный институт. Меры

социальной поддержки семьи в РФ.

Помощь многодетным семьям

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 4.3. Этнические

общности и нации

Лекция (урок):

Этнические общности.

Нации и межнациональные отношения.

Этносоциальные конфликты, способы

их предотвращения и пути разрешения.

Конституционные принципы

национальной политики в РФ

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 4.4. Социальные нормы и социальный

контроль. Социальный

конфликт и способы его

разрешения 

Лекция (урок):

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.

Формы социальных девиаций.

Конформизм. Социальный контроль и

самоконтроль

Социальный конфликт. Виды

социальных конфликтов, их причины.

Способы разрешения социальных

конфликтов. 

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Раздел 5. Политическая сфера жизни общества
 
Тема 5.1. Политика и

власть. Политическая

система

Лекция (урок):

Политическая власть и

субъекты политики в современном

обществе. Политические институты.

Политическая деятельность.

Политическая система общества, ее

структура и функции. Политическая

система РФ на современном этапе.

Государство как основной институт

политической системы.

Государственный суверенитет. Функции

государства. Форма государства: форма

правления, форма государственного

устройства, политический режим.

Федеративное устройство РФ. Субъекты

государственной власти в РФ.

Государственное управление в РФ

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 5.2. Политическая

культура общества и

личности.

Политический процесс и

его участники

Лекция (урок):

Политическая культура

общества и личности. Политическое

поведение. Политическое участие.

Причины абсентеизма. Политическая

идеология, ее роль в обществе.

Основные идейно-политические

течения современности.

Политический процесс и участие в нем

субъектов политики. Формы участия

граждан в политике.

Политические партии как субъекты

политики, их функции и виды. Типы

партийных систем. Избирательная

система и ее типы (мажоритарная,

пропорциональная, смешанная).

Избирательная кампания. Избирательная система в РФ.

Политическая элита и политическое

лидерство. 

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в РФ
 
Тема 6.1. Право в

системе социальных

норм

Лекция (урок):

Право в системе

социальных норм. Источники права.

Нормативные правовые акты, их виды.

Законы и законодательный процесс в

РФ. Система российского права.

Правоотношения, их субъекты.

Правонарушение и юридическая

ответственность. Функции

правоохранительных органов РФ

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 6.2. Основы

конституционного

строя РФ

Лекция (урок):

Конституция РФ.

Основы конституционного строя РФ.

Гражданство РФ. Личные, политические

и социально-экономические права

человека и гражданина в РФ.

Конституционные обязанности.

Международная защита прав человека в

условиях мирного и военного времени

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 6.3. Правовое

регулирование

гражданских, семейных,

трудовых,

образовательных

отношений в РФ

Лекция (урок):

Гражданское право.

Гражданские правоотношения.

Субъекты гражданского права.

Организационно-правовые формы

юридических лиц. Дееспособность и

правоспособность.

Семейное право. Порядок и условия

заключения и расторжения брака.

Правовое регулирование отношений

супругов. Права и обязанности

родителей и детей.

Трудовое право. Трудовые

правоотношения. Порядок приема на

работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и

обязанности работников и

работодателей. Дисциплинарная

ответственность. Защита трудовых прав

работников.

ФЗ «Об образовании в РФ». Порядок

приема на обучение в образовательные

организации среднего

профессионального и высшего

образования. Порядок оказания платных

образовательных услуг

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 6.4. Правовое

регулирование

налоговых,

административных и

уголовных

правоотношений.

Экологическое

законодательство РФ

Лекция (урок):

Административное

право и его субъекты.

Административное правонарушение и

административная ответственность.

Экологическое законодательство.

Экологические правонарушения.

Способы защиты права на

благоприятную окружающую среду

Уголовное право. Основные принципы

уголовного права. Понятие

преступлений и виды преступлений.

Уголовная ответственность, ее цели,

виды наказаний в уголовном праве.

Законодательство РФ о налогах и

сборах. Участники налоговых

отношений. Права и обязанности

налогоплательщиков. Ответственность

за налоговые правонарушения

4
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Тема 6.5. Основы

процессуального права в

РФ

Лекция (урок):

Конституционное

судопроизводство.

Административный процесс. Судебное

производство по делам об

административных правонарушениях.

Уголовный процесс, его принципы и

стадии.

Субъекты уголовного процесса.

Гражданские споры, порядок их

рассмотрения. 

2
ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
 
Дифференцированный зачет
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.