ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Обществознание»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- базовый понятийный аппарат социальных наук;
Уметь:
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
Иметь практический опыт:
- о методах познания социальных явлений и процессов;
Уметь:
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
Иметь практический опыт:
- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
Уметь:
- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Иметь практический опыт:
часов
общественные
отношения. Развитие
общества
Общество как система.
Общественные отношения. Связи
между подсистемами и элементами
общества. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов.
Типы обществ (традиционное,
индустриальное, постиндустриальное).
Общественный прогресс, его критерии.
Глобальные проблемы современного
общества. Роль науки в решении
социальных проблем
природа человека и его
деятельность.
Познавательная
деятельность. Научное
познание
Человек как результат
биосоциальной и социокультурной
эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности.
Социализация личности, ее этапы.
Агенты (институты) социализации.
Мировоззрение человека, его структура
и типы.
Деятельность и ее структура.
Мотивация деятельности. Потребности
и интересы. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Труд,
творчество и игра как виды
деятельности. Профессиональная
деятельность, ее особенности. Выбор
профессии и профессиональное
самоопределение.
Познание мира. Чувственное и
рациональное познание. Мышление
человека. Знание как результат
познавательной деятельности. Истина,
ее критерии. Абсолютная и
относительная истина. Понятие,
особенности и методы научного
познания
культура личности и
общества. Религия.
Искусство
Духовная деятельность
человека. Формы культуры. Функции
культуры. Материальная и духовная
культура. Народная, массовая и
элитарная культура.
Мораль как общечеловеческая ценность
и социальный регулятор. Категории
морали.
Гражданственность. Патриотизм.
Религия, ее роль в жизни человека и
общества. Мировые и национальные
религии. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Важность
поддержания межконфессионального
взаимопонимания.
Искусство, его основные функции.
Особенности искусства как формы
духовной культуры.
образование в
современном мире
Наука и ее функции.
Влияние науки на развитие общества.
Направления научно-технического
развития РФ.
Образование в современном обществе.
Российская система образования.
Важность самообразования в
современном мире. Цифровые
образовательные ресурсы
основа
жизнедеятельности
общества
Роль экономики в
жизни общества. Макроэкономические
показатели и качество жизни. Предмет и
методы экономической науки.
Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы
экономических систем. Экономический
рост и пути его достижения. Понятие и
фазы экономического цикла.
отношения в экономике.
Финансовые
институты
Функционирование
рынков. Рыночный спрос. Закон спроса.
Эластичность спроса. Закон
предложения. Эластичность
предложения. Рынки труда, капитала,
земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Антимонопольное
регулирование в РФ.
Финансовый рынок и финансовые институты. Банки и банковская система.
Центральный Банк РФ, его задачи и
функции. Монетарная политика
Центробанка.
Инфляция: понятие, виды, причины,
последствия.
Цифровые финансовые услуги.
безработица.
Рациональное поведение
потребителя
Рынок труда.
Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость населения.
Безработица, ее основные причины и
виды. Государственная политика РФ по
увеличению занятости и снижению
уровня безработицы.
Рациональная экономическая
деятельность. Экономическая свобода и
социальная ответственность
экономике
Предприятие в
экономике. Цели предприятия. Факторы
производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники
финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль.
государство
Экономика и
государство. Экономические функции
государства. Общественные блага.
Государственный бюджет, его дефицит
и профицит. Принцип
сбалансированности государственного
бюджета. Налоги: понятие, функции,
виды. Налоговая система РФ. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства
тенденции развития
экономики РФ и
международной
экономики
Мировая экономика.
Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг.
Выгоды и убытки от участия в
международной торговле.
Государственное регулирование
внешней торговли
структура общества.
Положение личности в
обществе
Социальные общности
и группы, их типы. Понятие и критерии
социальной стратификации. Социальное
неравенство. Социальная структура
современного российского общества.
Государственная поддержка социально
незащищенных слоев населения.
Положение человека в обществе.
Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность. Социальные
роли человека в трудовом коллективе.
Возможности профессионального роста
современном мире
Семья и брак. Функции
и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт. Меры
социальной поддержки семьи в РФ.
Помощь многодетным семьям
общности и нации
Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы
их предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы
национальной политики в РФ
контроль. Социальный
конфликт и способы его
разрешения
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.
Формы социальных девиаций.
Конформизм. Социальный контроль и
самоконтроль
Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных
конфликтов.
власть. Политическая
система
Политическая власть и
субъекты политики в современном
обществе. Политические институты.
Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее
структура и функции. Политическая
система РФ на современном этапе.
Государство как основной институт
политической системы.
Государственный суверенитет. Функции
государства. Форма государства: форма
правления, форма государственного
устройства, политический режим.
Федеративное устройство РФ. Субъекты
государственной власти в РФ.
Государственное управление в РФ
культура общества и
личности.
Политический процесс и
его участники
Политическая культура
общества и личности. Политическое
поведение. Политическое участие.
Причины абсентеизма. Политическая
идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические
течения современности.
Политический процесс и участие в нем
субъектов политики. Формы участия
граждан в политике.
Политические партии как субъекты
политики, их функции и виды. Типы
партийных систем. Избирательная
система и ее типы (мажоритарная,
пропорциональная, смешанная).
Избирательная кампания. Избирательная система в РФ.
Политическая элита и политическое
лидерство.
системе социальных
норм
Право в системе
социальных норм. Источники права.
Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс в
РФ. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты.
Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции
правоохранительных органов РФ
конституционного
строя РФ
Конституция РФ.
Основы конституционного строя РФ.
Гражданство РФ. Личные, политические
и социально-экономические права
человека и гражданина в РФ.
Конституционные обязанности.
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени
регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
отношений в РФ
Гражданское право.
Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы
юридических лиц. Дееспособность и
правоспособность.
Семейное право. Порядок и условия
заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности
родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые
правоотношения. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и
обязанности работников и
работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав
работников.
ФЗ «Об образовании в РФ». Порядок
приема на обучение в образовательные
организации среднего
профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг
регулирование
налоговых,
административных и
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство РФ
Административное
право и его субъекты.
Административное правонарушение и
административная ответственность.
Экологическое законодательство.
Экологические правонарушения.
Способы защиты права на
благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы
уголовного права. Понятие
преступлений и виды преступлений.
Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве.
Законодательство РФ о налогах и
сборах. Участники налоговых
отношений. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность
за налоговые правонарушения
процессуального права в
РФ
Конституционное
судопроизводство.
Административный процесс. Судебное
производство по делам об
административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и
стадии.
Субъекты уголовного процесса.
Гражданские споры, порядок их
рассмотрения.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.