ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Физика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о роли и месте физики в современной научной картине мира; о физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Уметь:
- уверено пользоваться физической терминологией и символикой;
- решать физические задачи;
- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Иметь практический опыт:
- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории;
Уметь:
- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
Иметь практический опыт:
- основные методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
Уметь:
- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
Иметь практический опыт:
часов
Введение.
Физика и
методы
научного
познания
Основы
кинематики.
1. Механическое движение и его виды.
2. Механическое движение и его виды.
3. Прямолинейное движение с постоянным
ускорением. Криволинейное движение.
4. Равномерное движение материальной точки по
окружности
5. Поступательное и вращательное движения
твердого тела. Угловая и линейная скорость
вращения
динамики.
1. Основная задача динамики. Масса
2. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона
3. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес
тела.
4. Силы. Сила трения. Сила упругости.
5. Первая космическая скорость. Движение планет и
малых тел Солнечной системы.
6. «Движение тела под действием нескольких сил».
7. «Изучение движения тела по окружности под
действием сил упругости и тяжести»
Законы
сохранения в
механике
1. Реактивное движение. Реактивная сила.
Закон сохранения импульс
2. Работа. Мощность. Механическая энергия.
Закон сохранения полной механической энергии.
3. Принцип относительности Галилея-Эйнштейна.
Закон сложения скоростей
Основы
молекулярнокинетической
теории.
1. Основные положения МКТ. Давление
2. Уравнение состояния идеального газа
3. Температура. Абсолютная шкала температур.
4. Изопроцессы. Газовые законы.
5. Графики изопроцессов.
термодинамик
и
1. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.
2. Первое начало термодинамики. Понятие о втором 02, ОК 07
начале термодинамики. Необратимость тепловых
процессов.
3. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей
Агрегатные
состояния
вещества и
фазовые
переходы
1. Агрегатные состояния вещества
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность
воздуха.
Электрическое
поле.
1. Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда
2. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Поляризация диэлектриков
4. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов
электрического поля.
5. Электрическая емкость. Конденсаторы и их
соединения
6. Изучение последовательного соединения
конденсаторов
7. Изучения параллельного соединения
конденсаторов
Законы постоянного
тока
1. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического
тока. Сила тока и плотность тока.
2. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и
площади поперечного сечения проводника.
3. Зависимость
электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.
4. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока.
Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила источника тока.
5. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для
узла.
Электрический
ток в
различных
средах.
1. Электрическая проводимость веществ.
Сверхпроводимость
2. Полупроводниковые приборы
3. Электрический ток в металлах, полупроводниках,
жидкостях и газах
Магнитное
поле.
1. Магнитное поле. Его свойства. Характеристика
магнитного поля.
2. Взаимодействие токов. Сила Ампера.
3. Магнитный поток. Сила Лоренца
4. Действие магнитного поля на движущуюся
заряженную частицу
Электромагнит
ная индукция.
1. Явление электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Закон электромагнитной индукции.
2. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в
движущихся проводниках. Явление
самоиндукции.
3. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле
4. Явление электромагнитной индукции.
Механические
колебания и
волны
1. Колебательное движение. Виды колебательного движения
2. Уравнение гармонического осциллятора.
3. Свободные и вынужденные гармонические
колебания
4. Векторное представление колебаний
и волны
1. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний
2. Закон Ома для цепей переменного тока.
Мощность.
3. Вынужденные электромагнитные колебания.
4. Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн.
Природа света
2. Преломление света. Законы преломления. Линзы
Волновые
свойства света.
1. Интерференция света. Когерентность световых
лучей. Кольца Ньютона.
2. Дифракция света. Дифракционная решетка.
3. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров
4. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное
излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и
свойства. Шкала электромагнитных излучений.
Специальная
теория
относительнос
ти
1. Постулаты теории относительности и следствия
из них. Энергия покоя.
2. Связь массы и энергии
свободной частицы. Элементы релятивистской
динамики
Квантовая
оптика
1. Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение.
Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны.
Физика атома
и атомного
ядра.
1. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель
атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома
водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.
2. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного
распада. Радиоактивные превращения.
Строение
Солнечной
системы
1. Солнечная система: планеты и малые тела,
система Земля—Луна
2. Звездные системы и галактики
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.