2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Физика_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
38.02.03 – СОО.01.11 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СОО.01.11 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Было Д.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о роли и месте физики в современной научной картине мира; о физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Уметь:

- уверено пользоваться физической терминологией и символикой;

- решать физические задачи;

- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории;

Уметь:

- обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

Уметь:

- применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Химия
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Электротехника и электроника
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 139 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
139
51
88
В том числе: 
Лекционные занятия
139
51
88
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
139
51
88
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение. Физика и методы научного познания
 
Тема.

Введение.

Физика и

методы

научного

познания

Лекция (урок):Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 2. Механика 
 
Тема 1.1.

Основы

кинематики.

Лекция (урок):

1. Механическое движение и его виды.

2. Механическое движение и его виды.

3. Прямолинейное движение с постоянным

ускорением. Криволинейное движение.

4. Равномерное движение материальной точки по

окружности

5. Поступательное и вращательное движения

твердого тела. Угловая и линейная скорость

вращения

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.2. Основы

динамики.

Лекция (урок):

1. Основная задача динамики. Масса

2. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона

3. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес

тела.

4. Силы. Сила трения. Сила упругости.

5. Первая космическая скорость. Движение планет и

малых тел Солнечной системы.

6. «Движение тела под действием нескольких сил».

7. «Изучение движения тела по окружности под

действием сил упругости и тяжести»

14
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 1.3.

Законы

сохранения в

механике

Лекция (урок):

1. Реактивное движение. Реактивная сила.

Закон сохранения импульс

2. Работа. Мощность. Механическая энергия.

Закон сохранения полной механической энергии.

3. Принцип относительности Галилея-Эйнштейна.

Закон сложения скоростей

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Тема 2.1.

Основы

молекулярнокинетической

теории.

Лекция (урок):

1. Основные положения МКТ. Давление

2. Уравнение состояния идеального газа

3. Температура. Абсолютная шкала температур.

4. Изопроцессы. Газовые законы.

5. Графики изопроцессов. 

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.2. Основы

термодинамик

и

Лекция (урок):

1. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.

2. Первое начало термодинамики. Понятие о втором 02, ОК 07

начале термодинамики. Необратимость тепловых

процессов.

3. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 2.3.

Агрегатные

состояния

вещества и

фазовые

переходы

Лекция (урок):

1. Агрегатные состояния вещества

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность

воздуха.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Лекция (урок):Контрольная работа за I семестр
1
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Тема 3.1

Электрическое

поле.

Лекция (урок):

1. Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда

2. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Поляризация диэлектриков

4. Разность потенциалов. Связь между

напряженностью и разностью потенциалов

электрического поля.

5. Электрическая емкость. Конденсаторы и их

соединения

6. Изучение последовательного соединения

конденсаторов

7. Изучения параллельного соединения

конденсаторов

14
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.2

Законы постоянного

тока

Лекция (урок):

1. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического

тока. Сила тока и плотность тока.

2. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и

площади поперечного сечения проводника.

3.  Зависимость

электрического сопротивления проводников от температуры.

Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.

4. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока.

Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила источника тока.

5. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и

последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для

узла. 

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.3

Электрический

ток в

различных

средах.

Лекция (урок):

1. Электрическая проводимость веществ.

Сверхпроводимость

2. Полупроводниковые приборы

3. Электрический ток в металлах, полупроводниках,

жидкостях и газах

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.4

Магнитное

поле.

Лекция (урок):

1. Магнитное поле. Его свойства. Характеристика

магнитного поля.

2. Взаимодействие токов. Сила Ампера.

3. Магнитный поток. Сила Лоренца

4. Действие магнитного поля на движущуюся

заряженную частицу

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 3.5

Электромагнит

ная индукция.

Лекция (урок):

1. Явление электромагнитной индукции. Правило

Ленца. Закон электромагнитной индукции.

2. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в

движущихся проводниках. Явление

самоиндукции.

3. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Электромагнитное поле

4. Явление электромагнитной индукции.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Тема 4.1

Механические

колебания и

волны

Лекция (урок):

1. Колебательное движение. Виды колебательного движения

2. Уравнение гармонического осциллятора.

3. Свободные и вынужденные гармонические

колебания

4. Векторное представление колебаний

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 4.2. Электромагнитные колебания

и волны

Лекция (урок):

1. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний

2. Закон Ома для цепей переменного тока.

Мощность.

3. Вынужденные электромагнитные колебания.

4. Электромагнитные волны. Свойства

электромагнитных волн.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 6. Оптика
 
Тема 5.1.

Природа света

Лекция (урок):1. Отражение света. Законы отражения света.

2. Преломление света. Законы преломления. Линзы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.2.

Волновые

свойства света.

Лекция (урок):

1. Интерференция света. Когерентность световых

лучей. Кольца Ньютона.

2. Дифракция света. Дифракционная решетка.

3. Дисперсия света. Виды излучений. Виды

спектров

4. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное

излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и

свойства. Шкала электромагнитных излучений.

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 5.3.

Специальная

теория

относительнос

ти

Лекция (урок):

1. Постулаты теории относительности и следствия

из них. Энергия покоя.

2. Связь массы и энергии

свободной частицы. Элементы релятивистской

динамики

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 7. Квантовая физика
 
Тема 6.1.

Квантовая

оптика

Лекция (урок):

1. Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение.

Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Тема 6.2.

Физика атома

и атомного

ядра.

Лекция (урок):

1. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель

атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома

водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора.

2. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного

распада. Радиоактивные превращения.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.
 
Раздел 8. Строение Вселенной
 
Тема 7.1.

Строение

Солнечной

системы

Лекция (урок):

1. Солнечная система: планеты и малые тела,

система Земля—Луна

2. Звездные системы и галактики 

4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.