ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История России»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- основные периоды государственно-политического
развития на рубеже XX-XIX вв., особенности формирования
партийно-политической системы России;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического
развития ведущих государств и регионов мира.
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической,
политической и культурной ситуации в России и мире;
- раскрывать смысл и значение важнейших исторических
событий;
- обобщать и анализировать особенности исторического
и культурного развития России на рубеже XX-XIX вв;
Иметь практический опыт:
- роль науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций;
- ретроспективный анализ развития отрасли;
Уметь:
- пользоваться историческими источниками, научной и
учебной литературой, средствами ИКТ;
Иметь практический опыт:
- итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия
становления рыночной экономики, причины и итоги
финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные этапы
эволюции внешней политики России, роль и место России в
постсоветском пространстве;
- основные тенденции и явления в культуре;
Уметь:
- выявлять взаимосвязь российских, региональных,
мировых социально-экономических, политических и
культурных проблем;
- давать оценку историческим событиям и обосновывать
свою точку зрения с помощью исторических фактов и
собственных аргументов;
- демонстрировать гражданско-патриотическую
позицию.
Иметь практический опыт:
часов
Изменение в
системе Власти в
России.
Политический
кризис осень 1993 г.
Новая Конституция
России.
1 Изменение в системе власти в России в
конце 80-х – начале 90-х гг. XX века.
2 Политический кризис осень 1993 г.
3 Конституция России 1993 г.
Экономические
реформы 1990-х гг.:
основные этапы и
результаты.
Трудности и
противоречия
перехода к
рыночной
экономике.
1 Переход от плановой к рыночной
экономике в России.
2 Либерализация экономики России в начале
90-х гг. XX века.
3 Политика приватизации, ее реализация и
итоги.
Распад биполярной
системы
миропорядка –
НАТО – ОВД
1 Распад биполярной системы мира в 80-90-е гг. XX века
2 Российско – американские отношения в
90-е гг. XX века
3 Политика стран ОВД после распада СССР
Геополитическое
положение и
внешняя политика России в 1990-е гг.
Балканский кризис
1999 г.
1 Отношения России и США, НАТО Западной Европой.
2 Отношения России с Востоком.
3 Балканский кризис 1999 г.
Изменения в
территориальном
устройстве РФ.
Договоры России со
странами СНГ и
вновь
образованными
государствами.
2 Отношения России со странами СНГ в
90-е гг.
3 Отношения России со странами СНГ в
2000-е гг.
Военнополитический
кризис в Чечне.
Локальные
конфликты в Чечне в
90-е - начале 2000-х
гг.
1 Причины и повод первой чеченской компании
2 Основные события военного конфликта
3 Итоги конфликта
4 Причины и повод второй чеченской
компании
5 Основные события военного конфликта
6 Итоги конфликта
Вступление в
должность
Президента РФ В.В.
Путина. Курс на
продолжение
реформ, укрепление
государственности.
1 Приход к власти В.В. Путина.
2 Первые реформы нового президента.
3 Укрепление вертикали власти.
Развитие экономики
и социальной сферы
в начале XXI века.
Роль государства в
экономике.
1 Социально-экономические реформы.
2 Президент и олигархи.
3 Развитие рыночных отношений в начале
XXI века.
Восстановление
позиций России на
международной
арене. Отношения с
США и
Евросоюзом.
1 Новая внешнеполитическая стратегия.
Отношение России с Западной Европой и
США.
2 Отношения России со странами ближнего
зарубежья.
3 Отношение России со странами ШОС и
Латинской Америки.
Президентство Д.А.
Медведева и экономический
кризис 2008 г.
1 Экономические преобразования.
Экономический кризис 2008 г.
2 Внешняя политика.
3 Реформы Д. Медведева.
Президентские
выборы 2012 г.
Разработка и
реализация планов
экономического и
социального
развития России.
1 Президентские выборы 2012 г.
2 Экономическое развитие России с 2012 г.
3 Социальное развитие России с 2012 г.
Политический
кризис на Украине
и воссоединение
Крыма с Россией.
1 Информационная борьба по вопросу событий на Украине в 2000-е годы
2 Особенность отношений Украины и непризнанных ДНР и ЛНР
3 Особенность отношений Украины со странами Западной Европы и Россией в 2000-е годы
4 Референдум в Крыму и вхождение его в состав Российской Федераци
Участие России в
региональных и
международных
организациях по
борьбе с
терроризмом.
1 Участие России в международных организациях по борьбе с терроризмом
2 Участие России в организациях по борьбе с терроризмом на региональном уровне
Организация Евразэс
- новый участник
мировых
экономических
отношений
1 История становления Евразэс
2 Евразийский экономический союз – его роль и место в мировом экономическом пространстве
Внутренняя и
внешняя политика
России в условиях
санкций.
1 Внутриэкономическое развитие в условиях санкций
2 Взаимоотношение России с государствами на региональном уровне
3 Взаимоотношение России с государствами на международной арене
Зачет
Работа с конспектами, изучение основной и дополнительной литературы
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.