ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История России»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол № от г.
- основные периоды государственно-политического
развития на рубеже XX-XIX вв., особенности формирования
партийно-политической системы России;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического
развития ведущих государств и регионов мира.
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической,
политической и культурной ситуации в России и мире;
- раскрывать смысл и значение важнейших исторических
событий;
- обобщать и анализировать особенности исторического
и культурного развития России на рубеже XX-XIX вв;
Иметь практический опыт:
- роль науки, культуры и религии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций;
- ретроспективный анализ развития отрасли;
Уметь:
- пользоваться историческими источниками, научной и
учебной литературой, средствами ИКТ;
Иметь практический опыт:
- итоги «шоковой терапии», проблемы и противоречия
становления рыночной экономики, причины и итоги
финансовых кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные этапы
эволюции внешней политики России, роль и место России в
постсоветском пространстве;
- основные тенденции и явления в культуре;
Уметь:
- выявлять взаимосвязь российских, региональных,
мировых социально-экономических, политических и
культурных проблем;
- давать оценку историческим событиям и обосновывать
свою точку зрения с помощью исторических фактов и
собственных аргументов;
- демонстрировать гражданско-патриотическую
позицию.
Иметь практический опыт:
часов
Изменение в
системе Власти в
России.
Политический
кризис осень 1993 г.
Новая Конституция
России.
1 Изменение в системе власти в России в
конце 80-х – начале 90-х гг. XX века.
2 Политический кризис осень 1993 г.
3 Конституция России 1993 г.
Экономические
реформы 1990-х гг.:
основные этапы и
результаты.
Трудности и
противоречия
перехода к
рыночной
экономике.
1 Переход от плановой к рыночной
экономике в России.
2 Либерализация экономики России в начале
90-х гг. XX века.
3 Политика приватизации, ее реализация и
итоги.
Распад биполярной
системы
миропорядка –
НАТО – ОВД
1 Распад биполярной системы мира в 80-90-е гг. XX века
2 Российско – американские отношения в
90-е гг. XX века
3 Политика стран ОВД после распада СССР
Геополитическое
положение и
внешняя политика России в 1990-е гг.
Балканский кризис
1999 г.
1 Отношения России и США, НАТО Западной Европой.
2 Отношения России с Востоком.
3 Балканский кризис 1999 г.
Изменения в
территориальном
устройстве РФ.
Договоры России со
странами СНГ и
вновь
образованными
государствами.
2 Отношения России со странами СНГ в
90-е гг.
3 Отношения России со странами СНГ в
2000-е гг.
Военнополитический
кризис в Чечне.
Локальные
конфликты в Чечне в
90-е - начале 2000-х
гг.
1 Причины и повод первой чеченской компании
2 Основные события военного конфликта
3 Итоги конфликта
4 Причины и повод второй чеченской
компании
5 Основные события военного конфликта
6 Итоги конфликта
Вступление в
должность
Президента РФ В.В.
Путина. Курс на
продолжение
реформ, укрепление
государственности.
1 Приход к власти В.В. Путина.
2 Первые реформы нового президента.
3 Укрепление вертикали власти.
Развитие экономики
и социальной сферы
в начале XXI века.
Роль государства в
экономике.
1 Социально-экономические реформы.
2 Президент и олигархи.
3 Развитие рыночных отношений в начале
XXI века.
Восстановление
позиций России на
международной
арене. Отношения с
США и
Евросоюзом.
1 Новая внешнеполитическая стратегия.
Отношение России с Западной Европой и
США.
2 Отношения России со странами ближнего
зарубежья.
3 Отношение России со странами ШОС и
Латинской Америки.
Президентство Д.А.
Медведева и экономический
кризис 2008 г.
1 Экономические преобразования.
Экономический кризис 2008 г.
2 Внешняя политика.
3 Реформы Д. Медведева.
Президентские
выборы 2012 г.
Разработка и
реализация планов
экономического и
социального
развития России.
1 Президентские выборы 2012 г.
2 Экономическое развитие России с 2012 г.
3 Социальное развитие России с 2012 г.
Политический
кризис на Украине
и воссоединение
Крыма с Россией.
1 Информационная борьба по вопросу событий на Украине в 2000-е годы
2 Особенность отношений Украины и непризнанных ДНР и ЛНР
3 Особенность отношений Украины со странами Западной Европы и Россией в 2000-е годы
4 Референдум в Крыму и вхождение его в состав Российской Федераци
Участие России в
региональных и
международных
организациях по
борьбе с
терроризмом.
1 Участие России в международных организациях по борьбе с терроризмом
2 Участие России в организациях по борьбе с терроризмом на региональном уровне
Организация Евразэс
- новый участник
мировых
экономических
отношений
1 История становления Евразэс
2 Евразийский экономический союз – его роль и место в мировом экономическом пространстве
Внутренняя и
внешняя политика
России в условиях
санкций.
1 Внутриэкономическое развитие в условиях санкций
2 Взаимоотношение России с государствами на региональном уровне
3 Взаимоотношение России с государствами на международной арене
Зачет
Работа с конспектами, изучение основной и дополнительной литературы
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.