2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_История транспорта России_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История транспорта России»
38.02.03 – СГЦ.07 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История транспорта России»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 – СГЦ.07 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История транспорта России»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «История транспорта России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История транспорта России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные этапы развития транспорта России в контексте мирового исторического развития

- специфику исторической базы истории отечественного транспорта

- терминологию истории отечественного транспорта

- эволюцию развития хозяйства, экономики, промышленности и техники в России

- об основных исторических событиях и процессах отраслевой истории

Уметь:

- анализировать современное состояние общества на основе знания истории

- объяснить роль и значение истории отечественного транспорта в системе научных знаний;

- анализировать и оценивать события и процессы из истории развития транспорта

- уважительно относиться к историческому наследию

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы развития транспорта России в контексте мирового исторического развития

- специфику исторической базы истории отечественного транспорта

- терминологию истории отечественного транспорта

- эволюцию развития хозяйства, экономики, промышленности и техники в России

- об основных исторических событиях и процессах отраслевой истории

Уметь:

- анализировать современное состояние общества на основе знания истории

- объяснить роль и значение истории отечественного транспорта в системе научных знаний;

- анализировать и оценивать события и процессы из истории развития транспорта

- уважительно относиться к историческому наследию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы развития транспорта России в контексте мирового исторического развития

- специфику исторической базы истории отечественного транспорта

- терминологию истории отечественного транспорта

- эволюцию развития хозяйства, экономики, промышленности и техники в России

- об основных исторических событиях и процессах отраслевой истории

Уметь:

- анализировать современное состояние общества на основе знания истории

- объяснить роль и значение истории отечественного транспорта в системе научных знаний;

- анализировать и оценивать события и процессы из истории развития транспорта

- уважительно относиться к историческому наследию

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы развития транспорта России в контексте мирового исторического развития

- специфику исторической базы истории отечественного транспорта

- терминологию истории отечественного транспорта

- эволюцию развития хозяйства, экономики, промышленности и техники в России

- об основных исторических событиях и процессах отраслевой истории

Уметь:

- анализировать современное состояние общества на основе знания истории

- объяснить роль и значение истории отечественного транспорта в системе научных знаний;

- анализировать и оценивать события и процессы из истории развития транспорта

- уважительно относиться к историческому наследию

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «История транспорта России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
6
6
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. История транспорта (авиация, автомобилестроение, железные дороги) от истоков до наших дней
 
Тема 1. Истоки развития транспорта
Лекция (урок):

Появление и развитие транспорта: от истоков вплоть до XVIII века. Эволюция видов транспорта в XIX веке. Современное развитие транспортной системы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2. История городского транспорта
Лекция (урок):

История городского транспорта. История развития городского транспорта: появление трамвая, автобуса, троллейбуса. Метрополитен: история создания и развитие современного метрополитена в России. Развитие городской сети общественного транспорта и ее перспективы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Зарождение отечественного воздушного флота на рубеже XIX-XX вв. Создание и развитие гражданской авиации как отрасли народного хозяйства страны. Развитие гражданской авиации в 30-е годы XX в. Гражданский воздушный флот в Отечественной войне (1941-1945 гг.). Отечественная гражданская авиация в послевоенный период. Техническое переоснащение и подготовка кадров гражданской авиации России. Воздушный транспорт и гражданская авиация России на рубеже веков и XXI века: основные направления развития воздушного транспорта.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3. История гражданской авиации
Практическое занятие:

подбор материала, его анализ и систематизация; подготовка презентаций, докладовпо теме: История и современное состояние авиации в  РФ.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Дорожное строительство и автомобильный транспорт России. Образование в автомобильно-дорожной отрасли. Автомобилестроение 20-21 века в России.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4. История дорожной отрасли и автомобилестроения
Практическое занятие:

подбор материала, его анализ и систематизация; подготовка презентаций, докладов по теме: История и современное состояние автомобильного транспорта РФ.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Строительство первых железных дорог в России и появление железнодорожного транспорта Развитие железнодорожного транспорта России во второй половине XIX в. Великий Сибирский путь Железнодорожный транспорт в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Отечественный Железнодорожный транспорт в 1917-1930-е гг. Развитие железнодорожного транспорта в СССР. Железнодорожный транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Развитие железнодорожного транспорта СССР в 1946-1990 гг. Байкало-Амурская магистраль. Железнодорожный транспорт на рубеже веков и XXI века.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5. История развития железнодорожного транспорта
Самостоятельная работа:

Железнодорожный транспорт на рубеже веков и XXI века: структурная реформа на железнодорожном транспорте; развитие высокоскоростного движения в России; роль железнодорожного транспорта в инновационном развитии экономики страны.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. История транспорта (морской и водный) от истоков до наших дней
 
Лекция (урок):

Русское торговое мореплавание в эпоху парусного флота, Торговый флот и XIX - начала XX вв. Морской транспорт СССР. Морской торговый флот в наши дни. Атомный ледокольный флот РФ.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Практическое занятие:

подбор материала, его анализ и систематизация; подготовка презентаций, докладов и рефератов по теме: Современное состояние и перспективы развития морского транспорта.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6. Морской транспорт России
Самостоятельная работа:

Зарождение и развитие русского торгового мореплавания в эпоху парусного флота. Древнейшее судно у восточных славян. Торговый флот российской империи XIX – нач. ХХ вв. Национализация торгового флота и развитие морского транспорта СССР. Развитие морского транспорта в годы Великой отечественной войны. Морской транспорт во второй половине ХХ в. Современное состояние и перспективы развития морского транспорта. Состояние портов и морского флота в Республике Крым и г. Севастополе.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7. История развития речного (внутреннего водного) транспорта России
Лекция (урок):

Водный транспорт Древней и Средневековой Руси. Речной транспорт России в период начала по 50-ые годы XIX в. Развитие отечественного речного транспорта со второй половины XX в. по настоящее время. Современное состояние и перспективы развития речного транспорта РФ.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7. История развития речного (внутреннего водного) транспорта России
Самостоятельная работа:

Внутренний водный транспорт Древней и Средневековой Руси. 

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 8. Крупнейшие морские порты России
Лекция (урок):

Крупнейшие порты России. История строительства десяти крупнейших морских портов России, основные характеристики и современные показатели, проекты, перспективы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Лекция (урок):

Создание трубопроводного транспорта. Использование в транспорте монорельса. Строительство пересадочных узлов в больших мегаполисах. Создание новых материалов строительства дорог. Скоростные поезда. Воздушное такси. Мультимодальные перевозки. Итоговая контрольная работа

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9. Заключение (взаимодействие всех видов транспорта)
Самостоятельная работа:

Современные виды транспорта и их взаимодействие

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.
 
Консультация
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История транспорта России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Т.Л. Пашкова История транспорта России:учебник. - Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. - 380 с.
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. В. Фортунатов и др. История науки, техники и транспорта [Электронный ресурс]:учебник для вузов . - Москва: Изд-во Юрайт, 2020. - 432 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/447902 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.