2023-2024_26_02_05_51_22_123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.01 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.01 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

глубокое знание основных принципов несения машинной вахты, включая: обязанности, связанные с принятием вахты; обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты; значение снимаемых показаний приборов; обязанности, связанные с передачей вахты

Уметь:

вести машинный журнала, соблюдать меры предосторожности,  во время несения вахты; обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов

Иметь практический опыт:

в снятии показаний приборов, контроле работы главных и вспомогательных двигателей

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Основные принципы конструкции и работы механических систем, включая судовай дизель; расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения

Уметь:

Подготовка, эксплуатация, обнаружение неисправностей и меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений следующим механизмам и системам управления: главный двигатель и связанные с ним вспомогательные механизмы; вспомогательные первичные двигатели и связанные с ними системы

Иметь практический опыт:

в безопасной эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения, эксплуатационные характеристики насосов и трубопроводов, включая системы управления

Уметь:

эксплуатировать насосные системы: обычные обязанности при эксплуатации насосных систем

Иметь практический опыт:

в безопасной эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

К 1.5 Эксплуатация систем топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Знание мер предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды, важность предупредительных мер по защите морской среды

Уметь:

эксплуатировать двигатели в соответствии с требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78

Иметь практический опыт:

К 2.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения

Уметь:

обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;

демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач

Иметь практический опыт:

решения задач профессиональной деятельности, применительно к эксплуатации СДВС

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач

Уметь:

демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации

Иметь практический опыт:

использования средства поиска, анализа и интерпретации информации

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения

Уметь:

взаимодействовать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде

Иметь практический опыт:

в руководстве коллективом исполнителей

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

особенности социального и культурного контекста при использовании устной и письменной коммуникации

Уметь:

осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста

Иметь практический опыт:

грамотной устной и письменной коммуникации на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках

Уметь:

пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках

Иметь практический опыт:

использования технической документации

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;

общие сведения, классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания, основные характеристики, марки, особенности конструкций, основные узлы и принцип действия;

устройство и характеристики систем, обслуживающих судовые двигатели внутреннего сгорания; рабочие циклы, характеристики и основные режимы работы судовых двигателей внутреннего сгорания;

основные положения, классификацию наддува судовых двигателей внутреннего сгорания, характеристики и конструкцию турбин и турбокомпрессоров;

процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившемся режиме и остановка;

спецификацию, основные характеристики и свойства различных сортов топлив и их использование;

свойства смазочных материалов, применяемых на судах;

характерные неисправности, отказы двигателей, их причины и технологию устранения неисправностей и отказов;

способы технического диагностирования и системы диагностирования рабочего процесса судовых дизелей;

техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;

системы управления главными и вспомогательными двигателями.

Уметь:

производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей;

производить подготовку к работе системы управления главной двигательной установки;

осуществлять диагностирование рабочего процесса судовых двигателей внутреннего сгорания стационарными контрольно-измерительными приборами и переносными измерительными комплексами;

обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, эксплуатировать топливную аппаратуру, читать схемы судовых систем.

эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;

производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;

выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем, а также при несении вахты

Иметь практический опыт:

несении ходовых вахт в машинном отделении;

технической эксплуатации судовых главных и вспомогательных механизмов, а также связанных с ними систем управления;

технической эксплуатации топливной, смазочной, а также связанных с ними систем управления;

определении в процессе технической эксплуатации состояния качества масла, топлива, охлаждающей

ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления;
 
жидкости;

ведении технической документации;

работе с чертежами, эскизами деталей, схемами, диаграммами трубопроводов, гидравлики и пневматики;

выборе для использования оптимальных вариантов масла, топлива,

жидкости; определение в процессе эксплуатации качества масла, топлива , охлаждающей жидкости

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;

требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;

принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам

Уметь:

выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем

Иметь практический опыт:

использовании правил построения схем и чертежей в соответствии с действующими международными и национальными стандартами

ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;

безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

Уметь:

действовать в целях обеспечения поддержания положительной репутации в плане отношения к окружающей среде

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 4, 6 семестре.
Дисциплина «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
111
30
36
45
В том числе: 
Лекционные занятия
73
20
26
27
Практические занятия
20
10
10
Курсовое проектирование
18
18
Самостоятельная работа
13
4
9
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
КР
Общая трудоемкость дисциплины
144
30
60
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Конструкция дизелей и обслуживающих систе
 
Лекция (урок):

Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Способы осуществления рабочего цикла дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.1 Общие устройство, принципы осуществления циклов дизелей.
Практическое занятие:

№ 1.

Построение индикаторных диаграмм цикла 4-х и 2-х тактных дизелей.

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Фундаментная рама. Рамовые подшипники.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Станина. Рабочие цилиндры

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.2. Остов дизеля
Лекция (урок):

4. Втулки и крышки рабочих цилиндров

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.2. Остов дизеля
Практическое занятие:

№ 2.

Изучение конструкций деталей остова судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Поршни. Поршневые кольца.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Шатуны, шатунные болты. Коленчатый вал

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.3. Механизм движения дизелей
Практическое занятие:

№ 3.

Изучение конструкций деталей механизма движения судовых дизелей

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Приводы газораспределительных клапанов. Распределительные валы и их приводы.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Агрегаты наддува и продувки дизелей

2
ОК 01.
 
Тема 1.4 Механизм газораспределения
Практическое занятие:

№ 4.

Изучение конструкций механизма газораспределения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Системы топливоподачи судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

№ 5.

Изучение топливных систем дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Топливные насосы высокого давления (ТНВД)

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Форсунки

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.5 Топливные системы
Практическое занятие:

№ 6.

Изучение конструкций топливной аппаратуры судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.6 Система смазки и охлаждения
Лекция (урок):

1. Циркуляционные системы смазки судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Канализация масла внутри судовых дизелей. Смазка цилиндров судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Проточные системы охлаждения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Замкнутые системы охлаждения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.6 Система смазки и охлаждения
Практическое занятие:

№ 7.

Изучение систем смазки и систем охлаждения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Системы воздушного пуска судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Элементы систем воздушного пуска

2
 
Лекция (урок):

3. Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ судовых дизелей

2
 
Тема 1.7 Системы пуска и управления дизелей
Практическое занятие:

№ 8.

Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Самостоятельная работа:1. Изучение конструктивных особенностей современных двигателей отечественного и зарубежного производства.

2. Получение дополнительной информации при подготовке к практическим занятиям

4
 
Консультации:
2
 
6 семестр
 
Раздел 2. Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания
 
Курсовое проектирование:Выдача заданий. Выбор исходных данных
2
 
Лекция (урок):

1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Процесс газообмена и сжатия.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Курсовое проектирование:

Расчет параметров процессов наполнения и сжатия

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Процесс сгорания и расширения

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.1 Процессы рабочего цикла
Курсовое проектирование:

Расчет параметров процесса сгорания

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.1 Процессы рабочего цикла
Курсовое проектирование:

Расчет параметров процесса расширения и выпуска

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Энергетические показатели работы двигателя.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Экономические показатели работы двигателя.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Курсовое проектирование:

Расчет энергетических и экономических показателей работы дизеля

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Энергетические и экономические показатели работы дизеля
Курсовое проектирование:

Расчет, построение и обработка индикаторной диаграммы

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.3. Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей
Лекция (урок):

Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.4 Наддув дизелей
Лекция (урок):

Наддув судовых дизелей.

1
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Силы и моменты, действующие в КШМ.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.5. Динамика и уравновешенность дизеля
Курсовое проектирование:

Анализ повреждений узлов или деталей дизеля при эксплуатации

2
 
Раздел 3. Основы технической эксплуатации судовых дизелей
 
Лекция (урок):

1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикл

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 3.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Лекция (урок):

2. Характеристики и режимы работы дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 3.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Лекция (урок):

1. Статическое и динамическое регулирование дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 3.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Лекция (урок):

2. Управление дизельной установкой.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Курсовая работа
Курсовое проектирование:Защита
4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к экзамену

9
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Беляев И.Г., Глотов Ю.Г., Семченко В.А. Дизельные автоматизированные установки морских судов:. - Транспорт, 1995. - 
 
2. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
3. Осипов О.В., Воробьев Б.Н. Судовые дизельные двигатели: учебное пособие:Учебное пособие. - Лань, 2022. - 
 
4. Судовой механик: Справочник в 3-х томах. Том 1, 2, 3:. - Феникс, 2016. - 
 
5. Белоусов Е.В. Топливные системы современных судовых дизелей:Учебник. - Лань, 2022. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Гогин А.Ф, Кивалкин Е.Ф. Судовые дизели:. - Транспорт, 1988. - 
 
2. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок,:. - Транспорт, 1995. - 
 
3. Белоусов Е.В. Топливные системы современных судовых дизелей:. - ХГМА, 2016. - 
 
4. Захаров Г.В. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок:. - Транспорт, 2009. - 
 
5. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций:. - ЗАО ЦНИИМФ, 1997. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.