ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.03.01 – Б1.В.02 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление судном»
26.03.01 – Б1.В.02 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление судном»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Управление судном» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
к.т.н., доцент, В.М. Журавлев
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление судном»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- процедуру корректного использования навигационного оборудования, палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ
Уметь:
- безопасно использовать навигационное оборудование, палубные механизмы
Владеть:
- методами считывания навигационных, гидрометеорологических данных с приборов, выполнения палубных работ, швартовных и якорных операций, в соответствии с требованиями техники безопасности
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Управление судном» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Безопасность жизнедеятельности
- Общая электротехника и электроника
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Технические средства судовождения
- Навигационное оборудование водных путей
- Составление электронных карт
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы управления судном
Лекционные занятия:
Конвенции SOLAS-74, MARPOL 73, STCW 78,
IAMSAR
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Выполнение обязанностей вахтенного матроса на ходу и на стоянке.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1. Общие требования международных конвенций по судоходству
Самостоятельная работа:
Содержание международных конвенций по судоходству.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Знание основных требований правил техники безопасности на судах при выполнении работ «на высоте», «горячих работ», «работ за бортом», «вход в закрытые помещения»
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Понимание команды и общение с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 2. Основные требования правил техники безопасности на судах
Самостоятельная работа:
Владеть процедурами при заступлении на навигационную вахту, при входе, выходе из порта, в ограниченную видимость, при стоянке на якоре, в штормовую погоду, использование проверочных листов
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Знание обязанностей вахтенного матроса на ходу и во время стоянки судна в порту, основы МППСС-72 (часть С и D);
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Применение правил МППСС-72 в различных условиях плавания
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 3. Обязанности вахтенного матроса на ходу и во время стоянки судна в порту; основы МППСС-72 (часть С и D)
Самостоятельная работа:
Владеть общими определениями, сигналами, подаваемыми в ограниченную видимость, сигналами маневроуказания
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Знание способов выполнения такелажных работ, включая надлежащее использование узлов, сплесней и стопоров
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Выполнение судовых такелажных работ.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 4. Такелажные работы на судне
Самостоятельная работа:
Владеть способами вязания основных морских узлов. Назначение приборов, находящихся на мостике; команды, подаваемые на руль, и порядок их выполнения; обязанности в аварийной ситуации и аварийную сигнализацию; сигналы бедствия. Умение действовать при швартовке и отдаче швартовных и буксирных тросов
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:Умение выполнять команды на руль, отработка перехода на различные режимы работы рулевой машины
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:Процедура и последовательность действий при швартовке и отдаче швартовных и буксирных тросов, стальных тросов
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 5. Навыки перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот
Самостоятельная работа:Схемы подачи швартовных концов и буксирных тросов.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:Умение действовать при операциях с грузом и предметами снабжения.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 6. Процедура и последовательность действий при операциях с грузом и предметами снабжения
Практические занятия:Умение действовать при операциях с грузом и предметами снабжения.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление судном» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.