2024-2025_38_02_03_24_123 (на базе 9 кл)_plx_Складская логистика_Операционная деятельность в логистике
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Складская логистика»
38.02.03 –   МДК.01.02 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Складская логистика»

Индекс:

(Файл)

38.02.03 –   МДК.01.02 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Складская логистика»

Специальность
38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
операционный логист
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Складская логистика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (приказ Минобрнауки России от 21.04.2022 г. № 257)», учебного плана по специальности «38.02.03 ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Кандидат экономических наук, Преподаватель , Немова Алла Викторовна
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Складская логистика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

− обязательные реквизиты и порядок заполнения складских документов;

− понятие, сущность и необходимость в материальных запасах;

− виды запасов, в том числе буферный запас, производственные запасы,

запасы готовой продукции, запасы для компенсации задержек, запасы для

удовлетворения ожидаемого спроса;

− методы регулирования запасов

Уметь:

− оформлять формы первичных документов для осуществления

процедуры закупок;

− определять потребности в материальных запасах для обеспечения

деятельности организации;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

− требования законодательства и нормативных правовых актов,

регулирующих деятельность в сфере закупок;

− порядок составления закупочной документации;

− критерии оценки поставщиков;

− порядок определения потребностей в закупках;

Уметь:

− применять методологические основы базисных систем управления

запасами в конкретных ситуациях;

− определять сроки и объемы закупок материальных ценностей;

− оценивать поставщиков с применением различных методик

− оформлять документы складского учета;

Иметь практический опыт:

− составления форм первичных документов, применяемых для

оформления хозяйственных операций, составления типовых договоров

приемки, передачи товарно-материальных ценностей;

− управления логистическими процессами в закупках

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

− базисные системы управления запасами (система с фиксированным

размером заказа, и система с фиксированным интервалом времени между

заказами);

− классификацию складов и их функции;

− варианты размещения складских помещений;

− принципы выбора формы собственности склада;

− основы организации деятельности склада;

Уметь:

− оформлять документы складского учета;

− составлять и заполнять типовые формы складских документов;

контролировать правильность составления складских документов;

− оценивать рациональность структуры запасов;

− проводить выборочное регулирование запасов

Иметь практический опыт:

− участия в организации разгрузки, транспортировки к месту приемки,

организация приемки, размещения, укладки и хранения товаров;

− заполнения документации, связанной с складским учетом;

ПК 1.2. Организовывать процессы складирования и грузопереработки на складе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

− структуру затрат на складирование, направления оптимизации

расходов системы складирования, принципы зонирования склада и

размещения товаров;

− систему документооборота на складе;

− прядок составления складской документации;

Уметь:

− определять потребность в складских помещениях, рассчитывать

площадь склада, рассчитывать и оценивать складские расходы;

− выбирать подъемно-транспортное оборудование; организовывать

грузопереработку на складе (погрузку, транспортировку, приемку,

размещение, укладку, хранение);

Иметь практический опыт:

− заполнения документации, связанной с закупками;

− анализа логистической системы управления запасами и их

нормирования;

− зонирования складских помещений, рационального размещения

товаров на складе, организации складских работ;

ПК 1.3 Осуществлять документационное сопровождение складских операций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Складская логистика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Логистика закупок
 
- Производственная логистика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы планирования логистических операций
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
52
52
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Практические занятия
10
10
Курсовое проектирование
20
20
Самостоятельная работа
9
9
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
63
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):Понятие склада. Основные базовые функции

логистики и их функции. Схема движения

материальных потоков через склады

различных функциональных областей

логистики. Склад как основное звено в

логистике. Задачи склада. Функции склада.

Принципиальная схема склада, состав

помещений и зон склада. Классификация

складов в логистике. Классификация складов

девелоперами.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3
 
Тема 1. Понятие

складской

логистики

Самостоятельная работа:Понятие складской

логистики: работа с

конспектом лекций, с литературой

1
ОК 01.,ОК 09.
 
Лекция (урок):Анализ структуры системы складирования.

Технико-технологическая подсистема.

Функциональная подсистема. Комплекс

обеспечивающих подсистем. Модули: здание,

складская грузовая единица,

подъемнотранспортное оборудование, вид

складирования, система комиссионирования,

информационно-компьютерная поддержка.

Внедрение информационной системы

управления складом. Оценка экономической

эффективности от предлагаемого варианта

оптимизации складского хозяйства.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 2.

Разработка

системы

складирования

Самостоятельная работа:

Разработка системы

складирования: работа с

конспектом лекций, с литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Складская грузовая единица. Основные

составные части сформированной грузовой

единицы. Основные виды поддонов. Основные

виды транспортной тары для хранения и

отборки мелких грузов. Варианты основных

размеров транспортной тары Выбор

оптимального складского товароносителя.

Основные виды подъемно-транспортного

оборудования, применяемые на складе.

Классификация подъемно-транспортного

оборудования (ПТО). Функциональное

деление подъемно-транспортного

оборудования. Факторы, влияющие на выбор

оборудования. Основные

техническиехарактеристики подъемно-

транспортного

оборудования. Основные виды складирования.

Основные факторы, влияющие на выбор вида

складирования. Сравнение стеллажного

складирования со штабельным хранением:

преимущества и недостатки. Основные виды

стеллажей. Основные показатели

конкурентных преимуществ различных видов

складирования. Вспомогательное

оборудование

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие:

№ 1 Расчет склада материалов

№ 2 Основы складской логистики

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 3.

Современное

техническое

оснащение

склада

Самостоятельная работа:

Современное техническое оснащение склада:

работа с конспектом лекций, с литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Система комиссионирования. Подготовка

товара (исходное положение груза по

отношению к отборщику): статически или

динамически. Перемещение в зоне

комплектации. Виды отбора товара. Степень

комплектации заказа. Варианты системы

комиссионирования при комплектации заказов

на складе

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 4. Система

комиссионирования и

управление

оборудованием

Самостоятельная работа:

Система комиссионирования и управления

оборудованием: работа с конспектом лекций, с

литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Задачи оптимизации складского

хозяйства.

Процедура оптимизации действующего

складского хозяйства. Основы анализа

деятельности складского хозяйства. Основные

анализируемые позиции: товарные потоки,

генплан складского хозяйства, планировочные

решения (основных видов помещений)

складского корпуса, объемно-планировочные

решения зон основного производственного

назначения, парк подъемно-транспортной

техники, технологии грузопереработки,

применяемая информационная система

управления складом, оргструктура складского

персонала и применяемой системы мотивации,

применяемая отчетность работы склада и его

оценки при обслуживании клиентов,

планирование и выполнение планов, складские

затраты, технико-экономические показатели

работы склада

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Практическое занятие:

№ 3 Определение площади и места

расположения склада

№ 4 Принятие решения о строительстве

собственного склада, аренде склада или о

передаче функции складирования

логистическому оператору

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 5.

Оптимизация

складского

хозяйства

Самостоятельная работа:

Система комиссионирования и управления

оборудованием: работа с конспектом лекций, с

литературой

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Основные статьи затрат на складе.

Постоянные и переменные составляющие

складских затрат. Операционные затраты на

грузопереработку, их зависимость от

технологических решений на складе. Расчет

себестоимости грузопереработки. Проведение

анализа складских затрат. Установка

норматива складских затрат на

грузопереработку. Пути сокращения

складских затрат за счет повышения

эффективности функционирования склада

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Практическое занятие:

№ 5 Определение целесообразности

строительства собственного склада

№ 6 Определение капиталовложения в

организацию собственного склада

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 6.

Складские

затраты как

часть

логистических

издержек

Самостоятельная работа:

Складские затраты как часть логистических

издержек: работа с конспектом лекций, с

литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 7.

Организационная структура

управления

складом

Лекция (урок):

Основные принципы создания оргструктуры

управления складским хозяйством.

Зависимость организационной структуры

управления складом. Определение

численности работников склада.

Распределение функциональных обязанностей

среди складского персонала. Организация

системы материальной ответственности.

Организация системы мотивации складского

персонала

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 7.

Организационная

структура

управления

складом

Самостоятельная работа:

Организационная структура управления

складом: работа с конспектом лекций, с

литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Разработка системы показателей оценки

эффективной работы склада. Показатели

эффективности логистического процесса на

складе. Технико-экономические показатели

работы склада. Связь разработанных

показателей оценки склада с принятой

сбалансированной системой показателей

компании. Организация системы контроля за

выполнением показателей. Использование

системы показателей для стимулирования

деятельности складского персонала

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Тема 8. Система

оценки

деятельности

склада

Самостоятельная работа:

Система оценки

деятельности склада: работа с

конспектом лекций, с литературой

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.3,ОК 05.
 
Консультации:
2
 
Курсовое проектирование:
20
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Складская логистика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.