2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI 1 Кодекса ПДНВ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»
26.02.05 – Раздел 2.01 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 2.01 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Методист, Шабатура Е.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды

- меры по борьбе с загрязнением и все связанное с этим оборудование

- важность предупредительных мер по защите морской среды

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды и химической природы возгорания

- системы пожаротушения

- действия, которые должны предприниматься в случае пожара, включая пожары в топливных системах

Уметь:

- организовывать учения по борьбе с пожаром

Иметь практический опыт:

К 2.3 Предотвращение пожаров и борьба с пожарами на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

организовывать учения по оставлению судна и умение обращаться со спасательными шлюпками и плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями, а также с их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисково-спасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства

Иметь практический опыт:

К 2.4 Использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять медицинские руководства и медицинские консультации, передаваемые по радио, включая умение принимать на их основе эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий

Иметь практический опыт:

К 2.5 Применение средств первой медицинской помощи на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы личного выживания

- способы предотвращения пожара и умение бороться с огнем и тушить пожары

- приемы элементарной первой помощи

- личную безопасность и общественные обязанности

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.8 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

приёмы структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

содержание актуальной нормативно-правовой документации

Уметь:

применять современную научную профессиональную терминологию;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

Уметь:

соблюдать нормы экологической безопасности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

Уметь:

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые)

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

мероприятий по обеспечению непотопляемости судна;

методов восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна

Уметь:

применять средства по борьбе с водой;

применять средства по борьбе за живучесть судна;

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

порядка действий при авариях;

мероприятий по предупреждению аварий и устранению последствий при авариях

Уметь:

действовать при различных авариях;

применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;

устранять последствия различных аварий;

пользоваться судовыми средствами подачи сигналов в случае аварии или угрозы аварии

Иметь практический опыт:

ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

комплекса мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

применять средства по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды

Иметь практический опыт:

ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 58 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
58
58
В том числе: 
Лекционные занятия
34
34
Лабораторные занятия
20
20
Практические занятия
4
4
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
58
58
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Общие положения и введение в курс
 
Тема 1.1 Общие положения и введение в курс
Лекция (урок):Ознакомление с требованиями следующих документов, регламентирующих подготовку моряков: Международная Конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. с поправками (Конвенция ПДНВ), Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), Система управления безопасностью (СУБ).

Требования к членам экипажей в соответствии с СУБ и выполнение основных операций, связанных с обеспечением безопасности в соответствии с контрольными листами.

2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Раздел 2. Способы личного выживания (спасание на море)
 
Тема 2.1 Виды чрезвычайных ситуаций и аварийных случаев, их последствия.
Лекция (урок):Авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария, инцидент (международный кодекс проведения расследований аварии и инцидентов на море). Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия. Источники риска и опасностей на море. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ-2013). Необходимость быть готовыми к любым ЧАС. Потенциально возможные аварийные ситуации. Первоначальные и последующие действия в ЧАС.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Требования МК СОЛАС-74 (КодексаЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 2.2 Судовые спасательные средства. Индивидуальные спасательные средства.
Лабораторные занятия:1) использования индивидуальных спасательных средств, а именно:

2) надевание спасательного жилета, плавание в спасательном жилете, посадка в спасательную шлюпку и плот в спасательном жилете; надевание гидротермокостюма, совершение безопасного прыжка в воду, посадка в спасательный плот и шлюпку; умение держаться на воде без спасательного жилета, пользоваться спасательным кругом.

4
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Требования МК СОЛАС-74 (КодексаЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 2.3 Коллективные спасательные средства
Практическое занятие:3) использования коллективных спасательных средств, а именно: приведениевдействиеспасательногоплота,посадкавплотссудна,своды,оказаниепомощи с использованием бросательного кольца, постановка плавучего якоря, переворачивание опрокинутого спасательного плота при надетом спасательном жилете, посадка в спасательную шлюпку с судна, с воды, выполнение первоначальных действий в плоту, шлюпке для повышения шансов выживания.
1
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Средства приведения спасательной шлюпки в движение. Работа с оборудованиемспасательныхшлюпокиплотов.Оборудованиеспасательнойшлюпки. Снабжение спасательной шлюпки. Оборудование спасательных плотов (надувных).

Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС- САРСАТ.

Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО. Назначение и использование УКВ радиостанции. Назначение и использование компаса, шлюпочной карты. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту)–парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф

3
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 2.4 Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов
Лабораторные занятия:Использование оборудования, устройств и снабжения спасательных шлюпок и плотов
4
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 2.5 Действия по оставлению судна (эвакуация).
Лекция (урок):Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов. Организация посадки в спасательные средства. Спуск спасательной шлюпки. Спуск спасательных плотов. Оказание помощи человеку за бортом. Отход от судна.

Судовые подготовки и учения.

1
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 2.6 Выживание на море на спасательных средствах.
Лекция (урок):Первичные действия после оставления судна. Действия командира спасательного средства. Важность держаться вместе – подать концы друг другу. Ориентировки и наблюдение в море. Внутренние и внешние вахты. Распорядок жизни на спасательном средстве. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы.
1
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Раздел 3. Противопожарная безопасность и борьба с пожаром
 
Тема 3.1 Возможные виды пожарной опасности на судах. 
Лекция (урок):Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр. Типы и источники воспламенения. Причины пожаров и их последствия. Опасности при пожаре. Распространение пламени на судне. Необходимость постоянной бдительности. Классификация пожаров. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства –недостатки).
3
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 3.2 Комплекс противопожарной защиты судов
Лекция (урок):Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74). Комплекс противопожарной защиты судов. Конструктивная защита. Основные конструктивные принципы пожаротушения. Перекрытия класса A,B и C. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими. Активная противопожарная защита. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма. Организационно-технические и предупредительные мероприятия. Предотвращение пожара и взрыва. Расположение противопожарных средств и аварийных путей эвакуации.

Активная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74). Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма. Стационарные средства пожаротушения и огнетушащие вещества.

Назначение, состав, принцип действия системы водяного пожаротушения, пенного тушения, углекислотного тушения (газотушения), порошкового тушения. Спринклерная система. Кодекс по противопожарным системам.

Противопожарное снабжение. Назначение и использование переносных пенныхогнетушителей,углекислотныхогнетушителей,порошковыхогнетушителей.Использование пожарных рукавов, стволов и насадок. Тактика тушения пожаров с использованием переносных огнетушителей.

2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром. Место сбора. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту). Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 3.3 Организация борьбы с пожаром. Методы и способы борьбы с пожаром
Лабораторные занятия:Применение противопожарного оборудования в части использования различных типов огнетушителей, тушения пожара с помощью воды, пены, порошка, а также знания противопожарного снабжения.
4
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата. Тушение нефтяных пожаров.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 3.4 Использование противопожарного оборудования и снабжения
Практическое занятие:применение противопожарного оборудования (использовать различные типы огнетушителей, тушить пожары с помощью воды, пены, порошка);

входить и проходить через помещение, в которое была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата);

использовать автономно-дыхательные аппараты и снаряжение пожарного; спасать человека в задымленных помещениях с использованием автономно-дыхательных аппаратов

1
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Раздел 4. Элементарная первая медицинская помощь
 
Лекция (урок):Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 4.1 Анатомия человека с основами физиологии
Лабораторные занятия:формирование навыков применения способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока, оказания помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи
4
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Раздел 5. Личная безопасность и общественные обязанности
 
Тема 5.1 Готовность к действию в чрезвычайных ситуациях
Лекция (урок):Выполнение действий при авариях. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним. Готовность к аварийным ситуациям. Судовой план действий в ЧАС. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним. Каютная карточка. Правильное использование снаряжения личной безопасности. Инструктажи и учения на судне. Знание путей эвакуации. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Основные критерии непотопляемости судна. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель). Назначение аварийного снабжения.
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 5.2 Борьба за непотопляемость
Практическое занятие:Формирование практического использования аварийного снабжения. Постановка пластыря, цементного ящика, заделка малых пробоин с использованием жесткого пластыря, раздвижного упора, струбцин, клиньев. Исправление повреждений трубопровода (установка хомутов).
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):Важность постоянного выполнения требований техники безопасности. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение). Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ).
2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 5.3 Соблюдение техники безопасности
Лабораторные занятия:Закрепление понимания важности выполнения требований техники безопасности и проверку усвоения лекционного материала.
4
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 5.4 Предотвращение загрязнения окружающей среды
Лекция (урок):Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1). Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ). Понятие «особый район». Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов. Сбор бытовых отходов на судне. Сдача мусора перед выходом судна из порта. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна.

Основы судовых процедур защиты окружающей среды. Основы знания сложности и разнообразия морской окружающей среды.

2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
Тема 5.5 Взаимоотношения между людьми на судне
Лекция (урок):Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне. Стандартные фразы ИМО для общения на море. Межнациональные отношения и пути их разрешения. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.

Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике. Дисциплинарные поощрения и взыскания. Права Капитана судна. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.

Основные принципы и практика совместной работы.

Общественные обязанности на судне. Требования компаний, международные и национальныетребования.

Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью.. Правильная организация вахтенной службы.

Воздействие экологических факторов, вызывающих стресс на судне и вне судна, а также их воздействие на моряков. 

2
К 2.1,К 2.3,К 2.4,К 2.5,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.2.,ПК 2.4.,ПК 2.7.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бюллетень изменений и дополнений к Международному кодексу по спасательным средствам (Кодекс ЛСА):. - ЦНИИМФ, 2016. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.