ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях
- действия после столкновения
- действия после посадки на мель
Уметь:
Иметь практический опыт:
- содержание Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
Уметь:
Иметь практический опыт:
- меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды
- меры по борьбе с загрязнением и все связанное с этим оборудование
Уметь:
- применять меры для предотвращения загрязнения морской среды
Иметь практический опыт:
- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Уметь:
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграмм и устройств для расчета напряжений в корпусе
Иметь практический опыт:
- виды и химическую природу возгорания
- систему пожаротушения
- действия, которые должны предприниматься в случае пожара, включая пожары в топливных системах
Уметь:
- организовывать учения по борьбе с пожаром
Иметь практический опыт:
- особенности использования спасательных шлюпок и плотов, спусковых устройств и приспособлений, радиооборудования спасательных средств
Уметь:
- организовывать учения по оставлению судна и умение обращаться со спасательными шлюпками и плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями, а также с их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисково-спасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства
Иметь практический опыт:
- основы медицинской помощи и оказание первой медицинской помощи на судах
-
Уметь:
- применять медицинские руководства и медицинские консультации, передаваемых по радио, включая умение принимать на их основе эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий
Иметь практический опыт:
- способы личного выживания
- способы предотвращения пожара
- особенности личной безопасности и общественных обязанностей
Уметь:
- бороться с огнем и тушить пожары
- осуществлять элементарную медицинскую помощь
Иметь практический опыт:
- термины и определения, употребляемые на судне
- процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты
- основные действия, связанные с защитой окружающей среды
- информацию, требуемая для несения безопасной вахты
Уметь:
- понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты
Иметь практический опыт:
- пользование соответствующими системами внутрисудовой связи и аварийной сигнализации
- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации
- сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров
Уметь:
- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Иметь практический опыт:
- возможные виды аварийных ситуаций, такие, как столкновение, пожар, затопление судна
- типы спасательных средств, обычно имеющихся на судах
- оборудование спасательных шлюпок и плотов
- местонахождение индивидуальных спасательных средств
Уметь:
- надевать спасательный жилет
- надевать и использовать гидрокостюм
- безопасно прыгать с высоты в воду
- устанавливать в нормальное положение перевернувшегося спасательного плота, будучи в спасательном жилете
- плавать в спасательном жилете
- держаться на воде без спасательного жилета
- осуществлять посадку в спасательную шлюпку или на плот с судна и из воды в спасательном жилете
- предпринимать первоначальные действия после посадки в спасательную шлюпку или на плот для повышения шансов выживания
- осуществлять постановку плавучего якоря
- работать с оборудованием спасательных шлюпок и плотов
- работать с устройствами, позволяющими определить местонахождение, включая радиооборудование
Иметь практический опыт:
- расположение противопожарных средств и путей эвакуации
- составные части пожара и взрыва (пожарный треугольник)
- тип и источники воспламенения
- воспламеняющиеся материалы, опасность возникновения и распространения пожара
- действия, которые необходимо предпринимать на судне
- классификация пожаров и применяемых огнетушащих веществ
Уметь:
- обнаруживать пожар и дым
Иметь практический опыт:
- противопожарное оборудование и его расположение на судне
- стационарные установки
- снаряжение пожарного
- личное снаряжение
- устройство противопожарного оборудования
- методы борьбы с пожаром
- огнетушащие вещества
- процедуры борьбы с пожаром
- основы использования дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасению
Уметь:
- использовать различные типы переносных огнетушителей
- использовать автономные дыхательные аппараты
- тушить небольшие очаги пожара, например пожар электроустановок, горящие нефть или пропан
- тушить обширные очаги пожара водой, используя стволы, дающие как компактную, так и распыленную струю
- тушить пожары пеной, порошком или любым другим подходящим химическим веществом
- тушить пожар с помощью водяного тумана или любого другого подходящего огнетушащего вещества в задымленном и охваченном огнем жилом помещении или помещении, имитирующем машинное отделение
- тушить горящую нефть с помощью приставок для образования водяного тумана и распылительных стволов, сухих химических
порошков или пенных комплектов
Иметь практический опыт:
- анатомию человека и функции организма
- меры, рименяемые в чрезвычайных обстоятельствах
Уметь:
- применять способы приведения в сознание
- останавливать кровотечение
- применять необходимые меры для выведения из шокового состояния
- применять необхдимые меры в случве ожогов и ошпариваний, включая поражение электрическим током
- оказывать помоь посрадавшему и транспортировать его
- накладывать повязки и использовать материалы из аптечки первой помощи
Иметь практический опыт:
- возможные виды аварий, такие, как столкновение, пожар, затопление судна
- судовые планы действий в чрезвычайных ситуациях для принятия мер при авариях
- сигналы, подаваемые в аварийных ситуациях, и специальные обязанности, закрепленные за членами экипажа в расписании по тревогам; места сбора; правильное использование средств индивидуальной защиты
- действия, предпринимаемые при обнаружении обстоятельств, могущих привести к аварии, включая пожар, столкновение, поступление воды на судно и его затопление
- действия, предпринимаемые по сигналам тревоги
- значение подготовки и учений
- пути эвакуации, системы внутрисудовой связи и аварийно-предупредительной сигнализации
Уметь:
- действовать при обнаружении обстоятельств, могущих привести к аварии, включая пожар, столкновение, поступление воды на судно и его затопление
Иметь практический опыт:
- воздействия, оказываемого судоходством на морскую среду, и воздействия на нее эксплуатационного или аварийного загрязнения
- основные процедуры по защите окружающей среды
- сложность и разнообразие морской среды
Уметь:
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в про-фессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;
- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
- уровни охраны на судах и портовых средствах
Уметь:
- обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;
- предотвращать неразрешенный доступ на судно
Иметь практический опыт:
- обеспечении надлежащего уровня охраны судна
- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
- виды и химическую природу пожара;
- виды средств и системы пожаротушения на судне;
- особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
- виды средств индивидуальной защиты;
- мероприятия по обеспечению непотопляемости судна
Уметь:
- применять средства и системы пожаротушения;
- применять средства по борьбе с водой
Иметь практический опыт:
- борьбе за живучесть судна
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- организацию проведения тревог;
- методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
- виды и способы подачи сигналов бедствия
Уметь:
- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия
Иметь практический опыт:
- действиях по тревогам
- порядок действий при авариях;
Уметь:
- действовать при различных авариях
Иметь практический опыт:
- использовании коллективных и индивидуальных спасательных средств
- порядок действий при оказании первой помощи
Уметь:
- оказывать первую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи
Иметь практический опыт:
- действиях при оказании первой помощи
- способы выживания на воде;
- виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения, включая переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику;
- устройства спуска и подъема спасательных средств
Уметь:
- применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
- управлять коллективными спасательными средствами;
- производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Иметь практический опыт:
- организации и выполнении указаний при оставлении судна
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды
Уметь:
- действовать в чрезвычайных ситуациях
Иметь практический опыт:
- использовании средств индивидуальной защиты
часов
1. Цели освоения программы
2. Ознакомление с требованиями нормативных документов
1. Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия.
2. Источники риска и опасностей на море.
3. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013).
4. Потенциально возможные аварийные ситуации.
5. Первоначальные и последующие действия в ЧАС.
1. Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам.
2. Содержание Кодекса ЛСА.
3. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.
4. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам.
5. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам.
Лабораторная работа № 1. Использование спасательных средств, обычно имеющихся на судах
1. Средства приведения спасательной шлюпки в движение.
2. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов.
3. Оборудование спасательной шлюпки.
4. Снабжение спасательной шлюпки.
5. Оборудование спасательных плотов (надувных)
6. Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ.
7. Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО.
8. Назначение и использование УКВ радиостанции.
9. Назначение и использование компаса, шлюпочной карты.
10. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту) – парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф.
Практическая работа № 1. Оборудования спасательных шлюпок и плотов (З-1.3), местонахождения индивидуальных спасательных средств (З-1.4)
1. Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов.
2. Организация посадки в спасательные средства.
3. Спуск спасательной шлюпки.
4. Спуск спасательных плотов.
5. Оказание помощи человеку за бортом.
6. Отход от судна.
7. Судовые подготовки и учения.
Лабораторная работа № 2. Назначение индивидуальной защитной одежды и снаряжения
Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям
1. Первичные действия после оставления судна.
2. Действия командира спасательного средства.
3. Важность держаться вместе – подать концы друг другу.
4. Ориентировки и наблюдение в море.
5. Внутренние и внешние вахты.
6. Распорядок жизни на спасательном средстве.
7. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды.
8. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве.
9. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы.
1. Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр.
2. Типы и источники воспламенения.
3. Причины пожаров и их последствия.
4. Опасности при пожаре.
5. Распространение пламени на судне.
6. Необходимость постоянной бдительности.
7. Классификация пожаров.
8. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки).
1. Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74).
2. Комплекс противопожарной защиты судов. Конструктивная защита.
3. Основные конструктивные принципы пожаротушения.
4. Перекрытия класса A, B и C. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими. Активная противопожарная защита.
5. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.
6. Организационно-технические и предупредительные мероприятия.
7. Предотвращение пожара и взрыва. Расположение противопожарных средств и аварийных путей эвакуации.
8. Активная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС- 74).
9. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма. Стационарные средства пожаротушения и огнетушащие вещества.
10. Назначение, состав, принцип действия системы водяного пожаротушения, пенного тушения, углекислотного тушения (газотушения), порошкового тушения.
11. Спринклерная система. Кодекс по противопожарным системам.
12. Противопожарное снабжение.
13. Назначение и использование переносных пенных огнетушителей, углекислотных огнетушителей, порошковых огнетушителей.
14. Использование пожарных рукавов, стволов и насадок.
Тактика тушения пожаров с использованием переносных огнетушителей.
1. Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах.
2. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром. Место сбора.
3. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту).
4. Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром.
Лабораторная работа № 3. Расположения противопожарных средств и путей эвакуации
1. Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного.
2. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении.
3. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка.
4. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата.
5. Тушение нефтяных пожаров.
Практическая работа № 3. Противопожарное оборудование и расположение его на судне
1. Принцип применения противопожарного оборудования
2. Использование различных типов переносных огнетушителей
3. Автономные дыхательные аппараты
1. Анатомия человека и функции организма.
2. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности.
3. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи.
Лабораторная работа № 5. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи
1. Выполнение действий при авариях.
2. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним.
3. Готовность к аварийным ситуациям.
4. Судовой план действий в ЧАС.
5. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги.
6. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним.
7. Каютная карточка.
8. Правильное использование снаряжения личной безопасности.
9. Инструктажи и учения на судне.
10. Знание путей эвакуации.
11. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи.
1. Основные критерии непотопляемости судна.
2. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость.
3. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.
4. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости.
5. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель).
6. Назначение аварийного снабжения.
Практическая работа № 4. Выполнение действий при обнаружении поступления воды действовать в случае получения пробоины и поступления воды
1. Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.
2. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение).
3. Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях.
4. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения.
5. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ).
Лабораторная работа № 6. Использование спецодежды и снаряжения
1. Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.
2. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1).
3. Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ).
4. Понятие «особый район».
5. Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов.
6. Сбор бытовых отходов на судне. Сдача мусора перед выходом судна из порта.
7. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна.
8. Основы судовых процедур защиты окружающей среды.
9. Основы знания сложности и разнообразия морской окружающей среды.
1. Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне.
2. Стандартные фразы ИМО для общения на море.
3. Межнациональные отношения и пути их разрешения.
4. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.
5. Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной.
6. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике.
7. Дисциплинарные поощрения и взыскания.
8. Права Капитана судна. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.
9. Основные принципы и практика совместной работы.
10. Общественные обязанности на судне. Требования компаний, международные и национальные требования.
11. Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью. Правильная организация вахтенной службы.
12. Воздействие экологических факторов, вызывающих стресс на судне и вне судна, а также их воздействие на моряков.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.