ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- виды и химическую природу возгорания
- действия, которые должны предприниматься в случаях пожара, включая пожары в топливных системах
Уметь:
- бороться с огнем и тушить пожары
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- расписания по тревогам, видов и сигналов тревог;
- организации проведения тревог;
- мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
- видов и химической природы пожара;
- видов средств и систем пожаротушения на судне;
- особенностей тушения пожаров в различных судовых помещениях;
- видов средств индивидуальной защиты
Уметь:
- применять средства и системы пожаротушения;
- пользоваться судовыми средствами подачи сигналов в случае возникновения или угрозы возникновения пожара
Иметь практический опыт:
- действий по тревогам;
- использования средств индивидуальной защиты;
- использования средств и систем пожаротушения
часов
Ознакомление с требованиями документов, регламентирующих подготовку моряков
1. Авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария, инцидент (международный кодекс проведения расследований аварии и инцидентов на море).
2. Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия. Источники риска и опасностей на море.
3. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций.
4. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013).
5. Необходимость быть готовыми к любым ЧАС.
6. Потенциально возможные аварийные ситуации.
7. Первоначальные и последующие действия в ЧАС.
1. Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА.
2. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.
3. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам.
4. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам.
№ 1.
Использования индивидуальных спасательных средств
1. Средства приведения спасательной шлюпки в движение.
2. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов.
3. Оборудование спасательной шлюпки.
4. Снабжение спасательной шлюпки.
5. Оборудование спасательных плотов (надувных)
Использование спасательных шлюпок
1. Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов.
2. Организация посадки в спасательные средства.
3. Спуск спасательной шлюпки.
4. Спуск спасательных плотов.
5. Оказание помощи человеку за бортом.
6. Отход от судна.
Судовые подготовки и учения.
Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям
1. Первичные действия после оставления судна.
2. Действия командира спасательного средства.
3. Важность держаться вместе – подать концы друг другу.
4. Ориентировки и наблюдение в море.
5. Внутренние и внешние вахты.
6. Распорядок жизни на спасательном средстве.
7. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды.
8. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве.
9. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы
1. Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр.
2. Типы и источники воспламенения.
3. Причины пожаров и их последствия.
4. Опасности при пожаре.
5. Распространение пламени на судне.
6. Необходимость постоянной бдительности.
7. Классификация пожаров.
8. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки)
1. Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74).
2. Комплекс противопожарной защиты судов.
3. Конструктивная защита. Основные конструктивные принципы пожаротушения.
3. Перекрытия класса A, B и C.
4. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими.
5. Активная противопожарная защита. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.
6. Организационно-технические и предупредительные мероприятия.
7. Предотвращение пожара и взрыва.
Применение противопожарного оборудования в части использования различных типов огнетушителей, тушения пожара с помощью воды, пены, порошка, а также знания противопожарного снабжения
1. Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах.
2. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром.
3. Место сбора.
4. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту).
5. Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром.
1. Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного.
2. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении.
3. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка.
4. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата.
5. Тушение нефтяных пожаров.
Применение противопожарного оборудования, спасение человека, прохождение помещения, в которое была введена высокократная пена
1. Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности.
2. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи
Формирование навыков применения способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока, оказания помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи
1. Выполнение действий при авариях.
2. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним.
3. Готовность к аварийным ситуациям.
4. Судовой план действий в ЧАС.
5. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги.
6. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним.
7. Каютная карточка.
8. Правильное использование снаряжения личной безопасности.
9. Инструктажи и учения на судне.
10. Знание путей эвакуации.
11. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи
1. Основные критерии непотопляемости судна.
2. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость.
3. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.
4. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости.
5. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель).
6. Назначение аварийного снабжения.
Формирование практического использования аварийного снабжения
1. Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.
2. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение).
3. Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях.
4. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения.
5. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ)
Закрепление понимания важности выполнения требований техники безопасности и проверку усвоения лекционного материала.
1. Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.
2. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1).
3. Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ).
4. Понятие «особый район».
5. Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море.
6. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов.
7. Сбор бытовых отходов на судне.
8. Сдача мусора перед выходом судна из порта.
9. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна.
Закрепление понимания важности выполнения требований МК МАРПОЛ по предотвращению загрязнения с судов и проверку усвоения лекционного материала
1. Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне.
2. Стандартные фразы ИМО для общения на море.
3. Межнациональные отношения и пути их разрешения.
4. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.
5. Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной.
6. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике.
7. Дисциплинарные поощрения и взыскания. Права Капитана судна.
8. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.
9. Основные принципы и практика совместной работы.
Тест для самопроверки с неограниченным количеством повторения до достижения результата
Рекомендованы постановлением технического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10 от 31.10.2003. :. - , . -
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.