2024-2025_26_05_06_65-22-12345-6217_plx_Судовые вспомогательные механизмы_ системы и устройства_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства»
26.05.06 – Б1.О.24 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.24 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пешков М.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных

Уметь:

- осуществлятьизмерения, записи и хранение результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных

Владеть:

- методами обработки и представления экспериментальных данных

ОПК-3.1 Знает способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных
 
 
 
 
 
Знать:

- основныеданные для обработки и интерпретирования

Уметь:

- выявлять причины изменения данных

Владеть:

- навыками обработки экспериментальных данных

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.2 Умеет обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасному техническому использованию, техническому обслуживанию и ремонту валопроводов, включая гребной винт в соответствии с международными и национальными требованиями

Уметь:

- осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт валопроводов, включая гребной винт в соответствии с международными и национальными требованиями

Владеть:

- навыками выполнения правил техники безопасности при эксплуатации и обслуживании судовых валопроводов, включая гребной винт

ПК-04 Способен осуществлять эксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
ПК-04.4 Знает основные принципы конструкции и работы установок валопроводов, включая гребной винт
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы конструкции и работы вспомогательных установок, включая различные насосы, воздушный компрессор, сепаратор, генератор питьевой воды, теплообменник, холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и вентиляции

Уметь:

- выявлять причины отказовв работе вспомогательных установок, включая различные насосы, воздушный компрессор, сепаратор, генератор питьевой воды, теплообменник, холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и вентиляции

Владеть:

- навыками диагностики судовых вспомогательных механизмов

ПК-04.5 Знает основные принципы конструкции и работы вспомогательных установок, включая различные насосы, воздушный компрессор, сепаратор, генератор питьевой воды, теплообменник, холодильные установки, системы кондиционирования воздуха и вентиляции
 
 
 
 
 
Знать:

- элементы конструкции и работы рулевого устройствадля замены в процессе эксплуатации судов

Уметь:

- осуществлятьвыбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов

Владеть:

- навыками по выбору оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов

ПК-04.6 Знает основные принципы конструкции и работы рулевого устройства
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы конструкции и работы палубных механизмов

Уметь:

- пользоваться и руководствоваться судовой документацией

Владеть:

- навыками разработки конструкции и работы палубных механизмов

ПК-04 Способен осуществлять эксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
ПК-04.9 Знает основные принципы конструкции и работы палубных механизмов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория механизмов и машин
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Физика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Диагностирование судовых тепловых двигателей
 
- Техническое обеспечение безопасности морских судов
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Введение. Динамические насосы и насосы трения. Вентиляторы

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Самостоятельная работа:

Введение. Литература. Изучение конструкций и принципа действия судовых насосов.

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Практические занятия:

Изучение конструкций центробежных насосов

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Практические занятия:

Изучение конструкций роторных насосов

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Практические занятия:

Изучение конструкций поршневых насосов

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 1
Практические занятия:

Изучение конструкций струйных насосов

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

Гидроприводы. Дроссельное и объемное регулирование. Определения, составные части

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 2
Самостоятельная работа:

Схема группового гидропривода. Область использования. Схема поста управления. Принцип работы золотникового распределителя

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Назначение и требования предъявляемые к судовым компрессорам и сепараторам. Принципиальные схемы и принцип действия.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Самостоятельная работа:

Индикаторные диаграммы рабочего процесса. Многоступенчатое сжатие, охлаждение, смазка.

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 3
Практические занятия:

Изучение конструкции сепаратора СЦ-1,5

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

Устройство и принцип действия рулевых машин, подруливающих устройств. Классификация, назначение рулей

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Самостоятельная работа:

Взаимодействие руля с потоком воды. Рулевые приводы. Ряд рулевых машин. Требования к рулевым машинам Регистра и ИМО

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 4
Практические занятия:

Изучение конструкции плунжерной ЭГРМ

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

Типовые конструкции якорно-швартовных брашпилей, шпилей, якорно-швартовные лебедки. Назначение и типы грузоподъемных устройств. Устройство и принцип действия

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Самостоятельная работа:

Типовые конструкции якорно-швартовных брашпилей, шпилей. Гидравлические якорно-швартовные лебедки. Устройство и принцип действия. Нагрузочные характеристики и расчет мощности привода якорного и швартового механизма.

Классификация. Назначение и типы грузоподъемных устройств. Проверка мощности приводов грузоподъемных механизмов.

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 5
Практические занятия:

Изучение конструкции брашпиля, шпиля

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

Судовые вакуумные утилизационные опреснительные установки, конструкция, принцип действия. Сравнительный анализ установок кипящего типа и мгновенного вскипания

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 6
Самостоятельная работа:

Назначение ВОУ. Требования к дистилляту. Принцип действия испарителей кипящего типа (поверхностного) и адиабатного типа (бесповерхностного). Типовые схемы и конструкции, элементы вакуумных водоопреснительных установок. Элементы автоматики ВОУ.

6
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

1. Общесудовые системы: принцип построения, назначение, элементы, арматура

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Лекционные занятия:

2. Специальные системы: принцип построения, назначение, элементы, арматура

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 7
Самостоятельная работа:

Трубы применяемые в судовых системах и их соединения. Арматура трубопроводов: запорно-переключающая, пропускающая среду в одном направлении, регулирования, предохранительная, редукционная и специальная.

Назначение, принципиальные схемы и оборудование систем: грузовой, зачистной, газоотводной, мойки и вентиляции танков.

5
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Практические занятия:

1. Изучение трюмных систем, элементы, арматура.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
Тема 7
Практические занятия:

2. Изучение пожарных систем, элементы, арматура.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.4,ПК-04.5,ПК-04.6,ПК-04.9
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система «IPRbooks» 
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.