ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Лидерство и навыки работы в команде»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Лидерство и навыки работы в команде»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации
Уметь:
- осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженеров
Владеть:
- методами организации командной работы для достижения поставленной цели
- виды управленческих решений и методы их
принятия
Уметь:
- организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом
Владеть:
- регламентированием и методами организации труда
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации
Уметь:
- осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
Владеть:
- методами организации командной работы для достижения поставленной цели
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля
Уметь:
- оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
Владеть:
- навыками эффективного планирования времени
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
Уметь:
- осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений, оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений
Владеть:
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации
Уметь:
- осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженеров
Владеть:
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля
Уметь:
- организовать работу коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений в рамках приемлемого риска, оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
Владеть:
- методами управления персоналом на судне и его подготовки
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования
Уметь:
- применять навыки руководителя и умение работать в
Владеть:
- методами управления персоналом на судне и его подготовки
- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях.
Уметь:
- организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
Владеть:
- методами управления персоналом на судне и его подготовки
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации
Уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию
Владеть:
- методами управления персоналом на судне и его подготовки
часов
Роль лидерства в управлении человеческими ресурсами. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Теории лидерства. Матрица стилей лидерства и их восприятия по У. Реддину. Гендерные аспекты лидерства. Когда лидерство излишне. Области лидерства. Лидерство и изменения. Гендерные аспекты лидерства. Лидерство и коммуникации. Лидерство и конфликт. Особенности кризисного лидерства.
Мозговой штурм «Диагностика лидерских качеств»
Феномен лидерства
Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной
литературой. Подготовка рефератов и докладов «Личностные качества эффективного руководителя»
Правила эффективного лидерства. Факторы эффективности лидерства. Лидерские качества, определяющие успех лидерства. Лидерство и успех межличностных отношений. Оценка потенциала лидерства. Особенности лидеров-экстравертов и интровертов. Коучинг и воспитание лидеров. Корпоративные программы выращивания лидеров. Факторы эффективности лидерства в кооперативном и соревновательном взаимодействии. Правила эффективного кризисного лидерства. Тренинг «Методика создания эффективных коммуникационных обращений к персоналу». Правила кризисного лидерства: пожар на производстве компании.
Развитие лидерского потенциала и его влияние на эффективность управления Подготовка рефератов и докладов «Исследование лидерского поведения и основные подходы к его изучению»
Причины объединения людей в мгруппы. Типы совместной мдеятельности. Групповая динамика. Понятие команды и их типы. Назначение управленческой команды. Признаки управленческой команды по А. Пригожину. Командные качества. Роли в команде. Концепция пяти «Р» в теории команд. Виды
деятельности в команде. Группы и изменения. Сети и виртуальные команды. Глобальные и кросс-культурные команды. Конформизм в группе. Особенности взаимодействия в кросс-культурной команде. Социометрия групповых отношений.
Организационно-психологические особенности совместной деятельности. Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой
Факторы, учитываемые при формировании команды. Совместимость людей в группе и ее уровни (психофизиологический, функционально-ролевой и ценностно-ориентационный). Формирование команды как процесс (этапы). Факторы, способствующие развитию группы. Психологическое обеспечение создания группы. Особенности формирования проектной команды. Формирование и развитие управленческой команды. Командные коммуникации. Конфликты в группе и их преодоление. Мотивация членов команды. Стратегические проблемы при формировании команды. Коучинг в развитии команды. Ситуация-кейс «Мотивированные команды: межкультурная ситуация». Деловая игра «Тимбилдинг (командообразование)» Дискуссия «Устранение деструктивного лидерства»
Формирование команды. Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой
Признаки эффективной команды. Ролевые процессы и динамика ролей. Сплоченность группы и команды. Самоуправляемые команды. Стиль управления и эффективность руководства командой. Стиль управления «между делом» (Хьюлетт-Паккард). Особенности оценки эффективности деятельности команды проекта. Характеристики неэффективных команд. Реинжиниринг результативности командной работы.
Эффективность групповой (командной) работы. Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.