2024-2025_26_05_06_65-22-12345-6217_plx_Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов_ систем и устройств_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств»
26.05.06 – Б1.В.07 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.07 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пешков М.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- требования по безопаснойэксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления в соответствии с международными и национальными требованиями

Уметь:

- осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание и ремонт главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления в соответствии с международными и национальными требованиями

Владеть:

- навыками эксплуатациии ремонта главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления

ПК-04 Способен осуществлять эксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
ПК-04.14 Способен эксплуатировать, обнаруживать неисправности и предпринимать меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений систем охлаждения, кондиционирования воздуха и вентиляции
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила эксплуатации, наблюдения, оценки работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов

Уметь:

- осуществлять  эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов

Владеть:

- навыками эксплуатации, наблюдения, оценки работы и поддержания безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов

ПК-08.13 Способен осуществлять эффективную эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство автоматического управления системы управления рулём

Уметь:

- осуществлять техническое наблюдение за безопасной эксплуатацией системы управления

Владеть:

- навыками осуществлять техническое наблюдение за безопасной эксплуатацией судового рулевого устройства

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.20 Знает функции и устройство автоматического управления системы управления рулём
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство грузоподъемного оборудования и палубных механизмов

Уметь:

- выявлять причины отказов судового грузоподъёмного оборудования и палубных механизмов

Владеть:

- навыками осуществлять мероприятия по предотвращению отказов судового грузоподъёмного оборудования и палубных механизмов

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.21 Знает функции и устройство автоматического управления грузоподъёмным оборудованием и палубными механизмами
 
 
 
 
 
 
Знать:

- стандартные эксплуатационные процедуры

Уметь:

- разрабатывать и контролировать стандартные эксплуатационные процедурыи контролировать их выполнение

Владеть:

- методами контроля выполнения стандартных эксплуатационных процедур

ПК-17 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-17.6 Умеет разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория механизмов и машин
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Физика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Диагностирование судовых тепловых двигателей
 
- Техническое обеспечение безопасности морских судов
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
75
75
В том числе: 
Лекционные занятия
30
30
Практические занятия
45
45
Самостоятельная работа
15
15
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1 
Лекционные занятия:

Введение.

Общие требования к технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Динамические, объемные насосы и насосы трения. Характеристики гидравлической сети и рабочий режим насоса.

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Регулирование и совместная работа насосов. Условия работы насосов.

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Общие указания по техническому использованию насосов. Подготовка насосов к пуску. Техническое обслуживание насосов во время работы. Вывод насосов из действия. Общие неисправности и неполадки в работе насосов. Особенности эксплуатации ЦБН. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Общие указания по техническому использованию насосов. Подготовка насосов к пуску. Техническое обслуживание насосов во время работы. Вывод насосов из действия. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Обеспечение самовсасывания центробежного насоса.

Эксплуатация центробежных насосов. 

4
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 2 
Практические занятия:

Изучение конструкции эксплуатации роторных насосов 

4
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 2 
Практические занятия:

Особые условия работы насосов.

Регулирование подачи насосов. 

4
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Тех. эксплуатация гидроприводов.

Дроссельное и объемное регулирование гидроприводов. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 3 
Самостоятельная работа:

Общие указания по техническому использованию гидроприводов.

Подготовка гидроприводов к пуску.

Техническое обслуживание гидро-приводов во время работы. Вывод гидроприводов из действия. 

1
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Назначение и требования предъявляемые к судовым компрессорам и сепараторам. Принципиальные схемы и техиспользование. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Индикаторные диаграммы рабочего процесса. Многоступенчатое сжатие, охлаждение, смазка. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 4 
Практические занятия:

Изучение конструкции тех. использования и эксплуатации сепараторов топлива и масла 

6
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Техническое использование рулевых машин и подруливающих устройств.

Требования, предъявляемые к приводам руля.

3
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Взаимодействие руля с потоком воды. Рулевые приводы. Ряд рулевых машин. Требования к рулевым машинам Регистра и ИМО. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 5
Практические занятия:

Изучение конструкции лопастной ЭГРМ. Требования, предъявляемые к приводам руля. Техническое использование рулевых машин и подруливающих устройств. 

6
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Требования, предъявляемые к грузовым устройствам. Техническая эксплуатация грузовых устройств. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Требования, предъявляемые к якорно-швартовным механизмам. Техническая эксплуатация якорно-швартовных механизмов. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Типовые конструкции якорно-швартовных брашпилей, шпилей.

Нагрузочные характеристики и расчет мощности привода якорного и швартового механизма.

Проверка и испытание грузоподъемных механизмов. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 6 
Практические занятия:

Устройство шлюпочной лебедки.

Требования к палубным механизмам. Техническая эксплуатация палубных механизмов. 

6
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Тех. использование судовых вакуумных утилизационных опреснительных установок, особенности эксплуатации, безнакипный режим работы СВОУ

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 7 
Самостоятельная работа:

Назначение ВОУ. Требования к дистилляту. Способы очистки ТОА вакуумных водоопреснительных установок. Элементы автоматики ВОУ.

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Тех. использование балластных и осушительных систем. Особые требования по замене балласта.

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Тех. использование и эксплуатация санитарных систем и установок ОСВ.

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Тех. использование и эксплуатация систем пожаротушения. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Требования международной Конвенции МОРПОЛ 73/78

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Эксплуатация балластных систем.

Особые требования по замене балласта. 

4
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 8 
Практические занятия:

Изучение конструкции и эксплуатации установок по очистке сточных вод 

4
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

1. Оборудование для предотвращения загрязнения моря. Тех. использование и эксплуатация установок по очистке нефтесодержащих вод.

2. Тех. использование и эксплуатация оборудования для уничтожения мусора и отходов. 

3
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Самостоятельная работа:

Тех. использования и эксплуатация оборудования систем: грузовой, зачистной, газоотводной, мойки и вентиляции танков. 

2
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
Тема 9
Практические занятия:

Изучение оборудования для предотвращения загрязнения моря. 

7
ПК-04.14,ПК-08.13,ПК-08.20,ПК-08.21,ПК-17.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система «IPRbooks»
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.