2024-2025_26_05_06_65-22-12345-6217_plx_Введение в специальность_ Основные элементы СЭУ и их назначение_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение»
26.05.06 – Б1.В.18 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.18 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Филь А.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- назначение, состав, конструкционные схемы СЭУ, главные и вспомогательные элементы, их размещение в машинных отделениях

Уметь:

- навыками чтения технических схем, чертежей и эскизов деталей, узлов и агрегатов

Владеть:

- пользоваться профессионально-значимыми изображениями

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.2 Планирует траекторию своего профессионального развития и предпринимает шаги по её реализации
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию службы на судах, структуру организации транспортных перевозок на морском флоте

Уметь:

- навыками работы с национальными и международными нормативными документами

Владеть:

- пользоваться профессионально-значимыми изображениями (чертежами, схемами, диаграммами, номограммами)

ПК-01.1 Знает основные принципы несения машинной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию службы на судах, структуру организации транспортных перевозок на морском флоте

Уметь:

- навыками работы с национальными и международными нормативными документами

Владеть:

- пользоваться профессионально-значимыми изображениями (чертежами, схемами, диаграммами, номограммами)

ПК-01 Способен нести безопасную машинную вахту
ПК-01.2 Знает обязанности, связанные с принятием вахты
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теоретическая механика
 
- Теория и устройство судна
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническое обеспечение безопасности морских судов
 
- Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств
 
- Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
- Автоматизированные системы управления СЭУ
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Классификация морских судов. Основные технико-эксплуатационные характеристики судов.

Типы транспортных судов. Судовые помещения. Основные конструктивные элементы.

Назначение судовых устройств и систем. 

1
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 1. Морское транспортное судно, его характеристики, системы и устройства 
Практические занятия:

Конструкционные особенности и принцип действия 4-х и 2-тактных дизелей 

3
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Лекционные занятия:

Схемы судовых дизельных установок.

Классификация дизелей и их маркировка.

Принцип работы и устройство двухтактных и четырехтактных дизелей. Основные детали конструкции.

Системы, обеспечивающие работу дизеля: топливная, охлаждения, смазки, пуско-реверсивная, дистанционно-автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты и диагностики. 

2
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Практические занятия:

Топливоподача в дизелях, особенности наддува дизелей, системы, обслуживающие дизельные установки 

3
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 2. Судовые дизельные установки. Пропульсивная установка судна 
Самостоятельная работа:

Краткая характеристика пропульсивной установки, основные схемы передачи мощности на гребной винт, валопровод, дейдвудное устройство, их назначение и устройство. 

12
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Лекционные занятия:

Получение водяного пара, его потребители.

Классификация котлов, основные показатели, конструктивные особенности, оборудование котельных установок. 

1
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 3. Судовые котлы 
Самостоятельная работа:

Особенности конструкции котлов и их основных элементов 

12
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Лекционные занятия:

Принцип действия и схема установки, назначение основных элементов, конструктивные особенности, основные направления развития. 

1
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 4. Паротурбинные установки судна 
Самостоятельная работа:

Особенности конструкции паровых турбин, конденсаторов и других элементов паротурбинных установок 

9
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Лекционные занятия:

Принцип действия и схемы установок.

Назначение основных элементов, конструктивные особенности. Основные направления развития. 

2
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 5. Газотурбинные энергетические установки судов 
Самостоятельная работа:

Особенности конструкции газовых турбин, компрессоров и элементов ядерных энергетических установок 

9
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Лекционные занятия:

Судовая электростанция.

Механизмы судовых устройств. Холодильные установки.

Испарительные установки. Насосы.

Компрессоры.

1
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Практические занятия:

Особенности конструкций элементов судовых механизмов: насосов, теплообменников, сепараторов, компрессоров

4
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
Тема 6. Судовые вспомогательные установки, механизмы и системы 
Самостоятельная работа:

Теплообменные аппараты. Требования международных конвенций и их техническое обеспечение на судах. 

12
УК-6.2,ПК-01.1,ПК-01.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru/
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.