2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Основы теории систем_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории систем»
26.05.06 – Б1.В.16 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории систем»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.16 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории систем»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы теории систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Мартемьянов С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы теории систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- принципы анализа информации

Уметь:

- применять принципы анализа информации

Владеть:

- навыками анализа информации

УК-1.1 Выполняет критический анализ информации, обобщает результаты анализа для выработки стратегии действий с целью решения поставленной задачи
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы системного подхода

Уметь:

- применять принципы системного подхода, для решения поставленных задач

Владеть:

- навыками решения поставленных задач, с использованием системного подхода

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Использует системный подход для решения поставленных задач. Предлагает способы их решения
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-26 Способен сформировать цели проекта (программы), разработать обобщённые варианты её решения, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
ПК-26.1 Умеет сформировать цели проекта (программы), разработать обобщённые варианты её решения, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Основы теории систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Электронная навигация (e-Navigation)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Понятие и свойства систем
 
Тема 1.1
Лекционные занятия:

Введение в теорию систем Основные понятия и определения.

Понятие системы. Свойства систем.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 1.2
Лекционные занятия:

Классификация систем Общая классификация систем.

Классификация систем по сложности.

Особенности больших систем.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Системный подход в исследовании систем управления Методы системного анализа Понятие и классификация моделей систем.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 1.3
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Раздел 2. Моделирование в теории систем
 
Лекционные занятия:

Структурный анализ систем Общая схема структурного анализа систем.

Структурно - топологические характеристики систем.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.1
Практические занятия:

Анализ топологических характеристик структур Решение задач по расчету  связности и компактности структур.

Решение задач по расчету степени централизованности структур.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.1
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Непрерывно-стохастические модели Общие понятия о непрерывно-стохастических моделях.

Модели систем массового обслуживания.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Расчет вероятностей состояний системы

1. Расчет вероятностей состояний системы при помощи системы уравнений Колмогорова

2. Расчет характеристик СМО.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.2
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Имитационные модели систем Общая схема метода статистического моделирования.

Средства реализации метода статистического моделирования

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Имитационное моделирование процессов в системах

1. Решение исследовательских и практических задач при помощи метода Монте-Карло.

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 2.3
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Раздел 3. Функционирование систем
 
Лекционные занятия:

Прогнозирование систем Основные понятия и классификация методов прогнозирования.

Прогнозирование тенденций временных рядов.

Прогнозирование с применением регрессионных функций.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Экспертное прогнозирование Механизм экспертного опроса. Оценка согласованности мнений экспертов.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Построение моделей прогнозирования Расчет параметров трендов и временных рядов.

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Практические занятия:

Анализ экспертных оценок Расчет коэффициента конкордации экспертных оценок.

4
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 3.1
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Лекционные занятия:

Принятие решений в системах Понятие и классификация управленческого решения. Требования к принимаемым решениям.

2
УК-1.1,УК-1.2
 
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, решение задач 

6
УК-1.1,УК-1.2
 
Тема 3.2
Практические занятия:

Зачетное занятие

2
УК-1.1,УК-1.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы теории систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.