ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
часов
Цель: освоение характеристики системы «человек-среда», понятия о потенциальных и реальных опасностях, аксиомы о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда, понятия о риске и приемлемом риске.
Учебные вопросы:
1. Система «человек-среда».
2. Понятие о потенциальных и реальных опасностях.
3. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда.
4. Понятие о риске и приемлемом риске.
Цель: изучить естественную систему защиты от опасностей, время реакции, функциональное состояние и безопасность. Проанализировать человека как источник опасности. Выяснить характеристику сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета. Изучить основные понятия экологии, среды жизни человека.
Учебные вопросы:
1. Характеристика человека как элемента систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Экология – наука о доме.
2. Естественная система защиты от опасностей.
Цель: формирование умения применять знания, полученные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», дополнять знания новыми умениями и навыками и формулировать личную точку зрения.
Учебные вопросы:
1. Закрепление лекционного материала.
2. Способы взаимо-действия человека со средой обитания.
3. Влияние человека на среду обитания, и среды обитания на человека.
Цель: сформировать представление о различных средах обитания.
Учебные вопросы:
1.Производственная среда.
2. Городская среда.
3. Бытовая среда.
4. Природная среда.
Цель: изучение судна и морского порта - среды деятельности человека.
Учебные вопросы:
1. Судно, как производственная среда и как среда обитания.
2. Морской порт, как производственная среда.
Цель: изучить понятие «безопасность», определить системы безопасности и их структуру; проанализировать человека как источник опасности.
Учебные вопросы:
1. Понятие «безопасность».
2. Системы безопасности и их структура.
3. Функциональное состояние и безопасность.
4. Человек как источник опасности.
Цель: выявить основные компоненты здорового образа жизни, определить соотношение возраста по паспорту к возрасту биологическому.
Учебные вопросы:
1. Расставьте составляющие здорового образа жизни по значимости для Вас.
2. Попробуйте протестировать себя по таблице доктора Сухова – и вы узнаете свой истинный возраст.
Учебные вопросы:
1. Безопасность, как одна из основных потребно-стей чело-века.
2. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета
Цель: выявить негативные факторы, находящиеся в среде обитания, смоделировать безопасную среду обитания.
Учебные вопросы:
1. Определить компоненты своей среды обитания.
2. Дать классификацию по критерию опасного, вредного и безопасного фактора, определить источники возникновения опасных и вредных факторов.
3. Сформулировать причины возникновения опасных и вредных факторов.
4. Смоделировать среду обитания без источников опасных и вредных факторов.
5. Оценить реальность существования смоделированной среды.
Цель: изучить основы экологической безопасности, промышленной и производственной безопасности.
Учебные вопросы:
1. Системы экологической безопасности.
2. Системы промышленной безопасности.
3. Системы производственной безопасности.
Цель: изучить основы транспортной и пожарной безопасности.
Учебные вопросы:
1. Системы транспортной безопасности.
2. Системы пожарной безопасности.
Цель: познакомиться с основными характеристиками систем безопасности.
Учебные вопросы:
1. Безопасность - понятие.
2. Системы безопасности.
Цель: исследовать роль безопасности жизнедеятельности в систем устойчивого развития страны и мира.
Учебные вопросы:
1. Понятие устойчивого развития.
2. Безопасность и устойчивое развитие.
Цель: исследовать роль безопасности жизнедеятельности в демографическом развитии страны и мира.
Учебные вопросы:
1. Демография как наука.
2. Понятие о демографической безопасности.
3.Демографическая политика.
Цель: изучить аксиомы безопасности жизнедеятельности.
Учебные вопросы:
1. Аксиомы Безопасности жизнедеятельности.
Цель: определить понятие «опасность»; изучить классификацию опасностей.
Учебные вопросы:
1. Понятие «опасность».
2. Классификация опасностей.
Цель: определить причины проявления опасности.
Учебные вопросы:
1. Причины проявления опасности.
2. Опасность – как явление реального мира.
Цель: дать классификацию природным опасностям, научиться правилам поведения в чрезвычайной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Опасные природные явления.
2. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной.
3. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций.
4. Определение аварии и катастрофы.
Цель: формирование безопасного поведения в социуме.
Учебные вопросы:
1. Сформулировать понятие «Виктим-ность».
2. Дать определение и классификацию социальным опасностям, привести примеры социальных опасностей.
3. Найти нормы, правила, нормативные акты, регламентирующие ограничения распространения социальных опасностей в обществе, определить способы защиты от социальных опасностей.
Цель: изучить, разработать схему и определить алгоритм поведения населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Классификация видов эвакуации.
2. Ознакомиться с конституционными актами, федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, обеспечивающими нормативно-правовые аспекты безопасности.
3. Изучить основные положения Концепции национальной безопасности РФ.
4. Понятие безопасности жизнедеятельности. Аксиомы, принципы, методы и средства обеспечения.
5. Понятие опасность. Признаки опасности, источники, классификации опасностей.
6. Понятия риск, приемлемый и неприемлемый риск.
7. Опасные и вредные факторы.
8. Основные понятия национальной безопасности (угроза, защита, интересы личности, общества и государства).
9. Основные положения Концепции национальной безопасности.
Цель: изучить характеристики самих опасностей и их источников.
Учебные вопросы:
1. Опасности, их виды и особенности.
2. Источники опасностей в современном мире и ранее.
Цель: исследовать причинно-следственную связь между предпосылками и реализацией опасности.
Учебные вопросы:
1. Причины опасностей, связи предпосылок и реализованных опасностей..
2. Моделирование опасных ситуаций.
3. Дерево опасностей.
Цель: рассмотреть человека, как источник опасности, изучить его роль в причинах опасностей.
Учебные вопросы:
1. Человек - источник опасности.
2. Роль человеческого фактора в причинах опасности.
Цель: изучить структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
.Учебные вопросы:
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цель: ознакомиться с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), выделить и законспектировать структуру, основные задачи, уровни, режимы функционирования.
Учебные вопросы:
1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ.
2. Военная доктрина РФ. Военные опасности и угрозы.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Задачи, структура управления и подсистемы, уровни.
4. Государственные силы обеспечения безопасности. Основные функции Президента РФ, Правительства РФ, министерств и основных государственных органов, входящих в систему РСЧС.
5. Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности.
6. Режимы функционирования РСЧС и ГО, сходства и отличия.
Цель: Риск. Тео-рия Риска. Классификация риска.
Учебные вопросы:
1. Риск. Тео-рия Риска.
2. Классификация риска.
3. Расчет приемлемого и неприемлемого риска.
Цель: научиться рассчитывать частоту реализации опасности на предприятии и соотносить данные с коэффициентами приемлемого и неприемлемого риска.
Учебные вопросы:
1. Рассчитать приемлемый и не-приемлемый риск для предприятия.
2. Риск — это …
3. Приемлемый риск …
4. Суммарный риск …
5. Неприемлемый риск …
Цель: освоить понятия вреда и ущерба.
Учебные вопросы:
1. Понятие вреда.
2. Понятие ущерба.
3. Основные характеристики вреда и ущерба.
Цель: проанализировать современные уровни риска опасных ситуаций.
Учебные вопросы:
1. Риски опасных ситуаций "вчера" и "сегодня".
Цель: изучить основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения
Учебные вопросы:
1. Безопасность индивидуальная и коллективная.
2. Чрезвычайные ситуации (ЧС).
3. Оружие массового поражения.
Цель: научиться классифицировать чрезвычайную ситуацию по показателям, определять масштаб последствий.
Учебные вопросы:
1. Классификация ЧС по масштабам и тяжести последствий.
2. Оценка ЧС по причине возникновения, временным характеристикам, масштабам и тяжести последствий.
3. Опасность в ЧС.
4. Какая ситуация называется чрезвычайной.
5. Источник чрезвычайной ситуации.
6. Определение опасного природного явления.
7. Кто является пораженным в ЧС.
8. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от источника.
9. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов.
Цель: познакомиться с требованиями аудита систем безопасности.
Учебные вопросы:
1. Аудит систем безопасности жизнедеятельности на различных уровнях..
2. Особенности требований к промышленным предприятиям, морским судам и портам, логистическим организациям.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.