ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
Уметь:
определять причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
Владеть:
методами определять причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
способы поддерживания безопасных условий жизнедеятельности, выявления признаков, причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки вероятности возникновения потенциальной опасности и принятия мер по ее предупреждению
Уметь:
поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению
Владеть:
методами поддерживания безопасных условий жизнедеятельности, выявления признаков, причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки вероятности возникновения потенциальной опасности и принятия мер по ее предупреждению
методы прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Уметь:
применять методы прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыки по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Владеть:
методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
часов
Цель: освоение характеристики системы «человек-среда», понятия о потенциальных и реальных опасностях, аксиомы о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда, понятия о риске и приемлемом риске.
Учебные вопросы:
1. Система «человек-среда».
2. Понятие о потенциальных и реальных опасностях.
3. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда.
4. Понятие о риске и приемлемом риске.
Цель: изучить естественную систему защиты от опасностей, время реакции, функциональное состояние и безопасность. Проанализировать человека как источник опасности. Выяснить характеристику сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета. Изучить основные понятия экологии, среды жизни человека.
Учебные вопросы:
1. Характеристика человека как элемента систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Экология – наука о доме.
2. Естественная система защиты от опасностей.
Цель: формирование умения применять знания, полученные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», дополнять знания новыми умениями и навыками и формулировать личную точку зрения.
Учебные вопросы:
1. Закрепление лекционного материала.
2. Способы взаимо-действия человека со средой обитания.
3. Влияние человека на среду обитания, и среды обитания на человека.
Цель: сформировать представление о различных средах обитания.
Учебные вопросы:
1.Производственная среда.
2. Городская среда.
3. Бытовая среда.
4. Природная среда.
Цель: изучение судна и морского порта - среды деятельности человека.
Учебные вопросы:
1. Судно, как производственная среда и как среда обитания.
2. Морской порт, как производственная среда.
Цель: изучить понятие «безопасность», определить системы безопасности и их структуру; проанализировать человека как источник опасности.
Учебные вопросы:
1. Понятие «безопасность».
2. Системы безопасности и их структура.
3. Функциональное состояние и безопасность.
4. Человек как источник опасности.
Цель: выявить основные компоненты здорового образа жизни, определить соотношение возраста по паспорту к возрасту биологическому.
Учебные вопросы:
1. Расставьте составляющие здорового образа жизни по значимости для Вас.
2. Попробуйте протестировать себя по таблице доктора Сухова – и вы узнаете свой истинный возраст.
Учебные вопросы:
1. Безопасность, как одна из основных потребно-стей чело-века.
2. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета
Цель: выявить негативные факторы, находящиеся в среде обитания, смоделировать безопасную среду обитания.
Учебные вопросы:
1. Определить компоненты своей среды обитания.
2. Дать классификацию по критерию опасного, вредного и безопасного фактора, определить источники возникновения опасных и вредных факторов.
3. Сформулировать причины возникновения опасных и вредных факторов.
4. Смоделировать среду обитания без источников опасных и вредных факторов.
5. Оценить реальность существования смоделированной среды.
Цель: изучить основы экологической безопасности, промышленной и производственной безопасности.
Учебные вопросы:
1. Системы экологической безопасности.
2. Системы промышленной безопасности.
3. Системы производственной безопасности.
Цель: изучить основы транспортной и пожарной безопасности.
Учебные вопросы:
1. Системы транспортной безопасности.
2. Системы пожарной безопасности.
Цель: познакомиться с основными характеристиками систем безопасности.
Учебные вопросы:
1. Безопасность - понятие.
2. Системы безопасности.
Цель: исследовать роль безопасности жизнедеятельности в систем устойчивого развития страны и мира.
Учебные вопросы:
1. Понятие устойчивого развития.
2. Безопасность и устойчивое развитие.
Цель: исследовать роль безопасности жизнедеятельности в демографическом развитии страны и мира.
Учебные вопросы:
1. Демография как наука.
2. Понятие о демографической безопасности.
3.Демографическая политика.
Цель: изучить аксиомы безопасности жизнедеятельности.
Учебные вопросы:
1. Аксиомы Безопасности жизнедеятельности.
Цель: определить понятие «опасность»; изучить классификацию опасностей.
Учебные вопросы:
1. Понятие «опасность».
2. Классификация опасностей.
Цель: определить причины проявления опасности.
Учебные вопросы:
1. Причины проявления опасности.
2. Опасность – как явление реального мира.
Цель: дать классификацию природным опасностям, научиться правилам поведения в чрезвычайной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Опасные природные явления.
2. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной.
3. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций.
4. Определение аварии и катастрофы.
Цель: формирование безопасного поведения в социуме.
Учебные вопросы:
1. Сформулировать понятие «Виктим-ность».
2. Дать определение и классификацию социальным опасностям, привести примеры социальных опасностей.
3. Найти нормы, правила, нормативные акты, регламентирующие ограничения распространения социальных опасностей в обществе, определить способы защиты от социальных опасностей.
Цель: изучить, разработать схему и определить алгоритм поведения населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Учебные вопросы:
1. Классификация видов эвакуации.
2. Ознакомиться с конституционными актами, федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, обеспечивающими нормативно-правовые аспекты безопасности.
3. Изучить основные положения Концепции национальной безопасности РФ.
4. Понятие безопасности жизнедеятельности. Аксиомы, принципы, методы и средства обеспечения.
5. Понятие опасность. Признаки опасности, источники, классификации опасностей.
6. Понятия риск, приемлемый и неприемлемый риск.
7. Опасные и вредные факторы.
8. Основные понятия национальной безопасности (угроза, защита, интересы личности, общества и государства).
9. Основные положения Концепции национальной безопасности.
Цель: изучить характеристики самих опасностей и их источников.
Учебные вопросы:
1. Опасности, их виды и особенности.
2. Источники опасностей в современном мире и ранее.
Цель: исследовать причинно-следственную связь между предпосылками и реализацией опасности.
Учебные вопросы:
1. Причины опасностей, связи предпосылок и реализованных опасностей..
2. Моделирование опасных ситуаций.
3. Дерево опасностей.
Цель: рассмотреть человека, как источник опасности, изучить его роль в причинах опасностей.
Учебные вопросы:
1. Человек - источник опасности.
2. Роль человеческого фактора в причинах опасности.
Цель: изучить структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
.Учебные вопросы:
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цель: ознакомиться с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), выделить и законспектировать структуру, основные задачи, уровни, режимы функционирования.
Учебные вопросы:
1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ.
2. Военная доктрина РФ. Военные опасности и угрозы.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Задачи, структура управления и подсистемы, уровни.
4. Государственные силы обеспечения безопасности. Основные функции Президента РФ, Правительства РФ, министерств и основных государственных органов, входящих в систему РСЧС.
5. Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности.
6. Режимы функционирования РСЧС и ГО, сходства и отличия.
Цель: Риск. Тео-рия Риска. Классификация риска.
Учебные вопросы:
1. Риск. Тео-рия Риска.
2. Классификация риска.
3. Расчет приемлемого и неприемлемого риска.
Цель: научиться рассчитывать частоту реализации опасности на предприятии и соотносить данные с коэффициентами приемлемого и неприемлемого риска.
Учебные вопросы:
1. Рассчитать приемлемый и не-приемлемый риск для предприятия.
2. Риск — это …
3. Приемлемый риск …
4. Суммарный риск …
5. Неприемлемый риск …
Цель: освоить понятия вреда и ущерба.
Учебные вопросы:
1. Понятие вреда.
2. Понятие ущерба.
3. Основные характеристики вреда и ущерба.
Цель: проанализировать современные уровни риска опасных ситуаций.
Учебные вопросы:
1. Риски опасных ситуаций "вчера" и "сегодня".
Цель: изучить основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения
Учебные вопросы:
1. Безопасность индивидуальная и коллективная.
2. Чрезвычайные ситуации (ЧС).
3. Оружие массового поражения.
Цель: научиться классифицировать чрезвычайную ситуацию по показателям, определять масштаб последствий.
Учебные вопросы:
1. Классификация ЧС по масштабам и тяжести последствий.
2. Оценка ЧС по причине возникновения, временным характеристикам, масштабам и тяжести последствий.
3. Опасность в ЧС.
4. Какая ситуация называется чрезвычайной.
5. Источник чрезвычайной ситуации.
6. Определение опасного природного явления.
7. Кто является пораженным в ЧС.
8. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от источника.
9. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов.
Цель: познакомиться с требованиями аудита систем безопасности.
Учебные вопросы:
1. Аудит систем безопасности жизнедеятельности на различных уровнях..
2. Особенности требований к промышленным предприятиям, морским судам и портам, логистическим организациям.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.