2024-2025_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Эксплуатация радионавигационных систем_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация радионавигационных систем»
26.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация радионавигационных систем»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация радионавигационных систем»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация радионавигационных систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.И. Фелицин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация радионавигационных систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития наземных и спутниковых радионавигационных систем  для высокоточного координирования при  производстве всего комплекса гидрографических работ;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- предназначение и классификацию наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем для производства гидрографических работ;

Владеть:

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- состав и принцип действия спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- использовать судовую аппаратуру наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- выполнять требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Владеть:

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы расчёта и построения схем рабочих зон радионавигационных систем;

Уметь:

- производить расчёт и построение схем рабочих зон радионавигационных систем;

Владеть:

ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем

Уметь:

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация радионавигационных систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Навигация и лоция
 
- Океанография
 
- Картография
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лоцманское дело
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
48
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Радиотехнические средства навигационного оборудования.

Назначение, классификация  и виды РНС. Радиоизлучения применяемые в РНС. Принцип действия РНС.

Обобщённая блок-схема РНС.

Технические данные основных видов РНС. Тактические свойства РНС. 

1
 
Основные понятия о радионавигационных системах 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

4
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика импульсных РНС. Методы работы импульсных РНС. Дальномерный метод работы импульсных РНС. Разностно - дальномерный метод работы импульсных РНС. Методы измерения временных интервалов. 

1
 
Импульсные радионавигационные системы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

4
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика фазовых  РНС.

Методы работы фазовых РНС.

Многозначность фазовых измерений и методы её разрешения. Принцип действия фазовых дальномерных РНС.

Принцип действия фазовых разностно – дальномерных РНС. 

1
 
Фазовые радионавигационные системы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

4
 
Лекционные занятия:

Принцип импульсно-фазовых измерений. Общая характеристика импульсно-фазовых систем. Влияние условий распространения радиоволн на точность измерения навигационного параметра в импульсно-фазовых радионавигационных системах. 

1
 
Импульсно-фазовые радионавигационные системы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
Лекционные занятия:

Основные понятия о маневренных радионавигационных системах.

Гидрографическая радиодальномерная автоматизированная система «ГРАС- 2». Радиогеодезический комплекс "Крабик-БМ". Морская автоматизированная радионавигационная система «МАРС-75».

Техника безопасности при работе с маневренными РНС, ремонт и хранение. Корабельная станция - РГК «Крабик».

Методика эксплуатации, методика применения для определения координат места и техника безопасности при работе.

Корабельный приёмоиндикатор РС-1.

Методика эксплуатации, методика применения для определения координат места и техника безопасности при работе. 

1
 
Практические занятия:

Судовые приёмоиндикаторы маневренных радионавигационных систем 

2
 
Маневренные радионавигационные системы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
Лекционные занятия:

Рабочая зона дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем. Схема рабочей зоны. Графические расчёты и построения. Навигационный параметр РНС. Радионавигационный параметр РНС. Построение изолиний средних квадратичных погрешностей линий положения для дальномерных РНС.

Средняя квадратичная погрешность навигационного параметра. Средняя квадратичная погрешность радионавигационного параметра.

Средняя квадратичная погрешность линии положения. Радиальная средняя квадратичная погрешность определения местоположения.

Средний квадратичный эллипс погрешности местоположения.

Построение изолиний СКП линий положения для дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем.

Построение изолиний  радиальных средних квадратичных погрешностей определения местадля дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем.

Элементы среднего квадратичного эллипса погрешностей места. Порядок расчёта и контроль правильности расчёта при построении среднего квадратичного эллипса погрешностей места, полученного по двум линиям положения. 

1
 
Основные понятия о расчёте рабочих зон радионавигационных систем
Практические занятия:

Построение изолиний средних квадратичных погрешностей линий положения 

2
 
Практические занятия:

Построение изолиний  радиальных средних квадратичных погрешностей определения места 

2
 
Практические занятия:

Основные понятия о расчёте рабочих зон радионавигаци онных систем 

2
 
Основные понятия о расчёте рабочих зон радионавигационных систем
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
Лекционные занятия:

Принцип действия, структура и состав спутниковых  радионавигационных систем. Основные характеристики спутниковых  радионавигационных систем. Методы определения местоположения по спутниковым радионавигационным системам.

Особенности использования спутниковых радионавигационных систем при решении задач навигационно-гидрографического и гидрометеорологического изучения Мирового океана. 

2
 
Основные понятия о спутниковых радионавигационных системах 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
Лекционные занятия:

Судовыеприёмоиндикаторы спутниковых навигационных систем.

Навигационная аппаратура потребителей «Бриз-К». Спутниковые навигационно-измерительные комплексы. Аппаратура спутникового геодезического и навигационного обеспечения  наземных съёмок.

Требования к точности спутниковой геодезической привязки точек наземных и морских геолого-геофизических наблюдений. 

2
 
Практические занятия:

Судовыеприёмоиндикаторы спутниковых навигационных систем.

Навигационная аппаратура потребителей «Бриз-К». 

2
 
Спутниковая навигационная аппаратура потребителей
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
Лекционные занятия:

Основные определения и понятия теории надёжности. Показатели надёжности аппаратуры. Основные показатели долговечности. Показатели ремонтопригодности. Показатели сохраняемости. Комплексные показатели надёжности. Безотказность объектов. Оценка надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем. Методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Факторы, определяющие надежность радиоэлектронной аппаратуры. 

2
 
Надёжность радионавигационных систем 
Практические занятия:

Оценка надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

2
 
Надёжность радионавигационных систем 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация радионавигационных систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.