ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.03.01 – Б1.В.18 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Топография»
26.03.01 – Б1.В.18 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Топография»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Топография» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Топография»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
Знать:
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
Знать:
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Топография» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Начертательная геометрия и инженерная графика
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
- Геодезические вычисления
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Общие сведения о топографии.
Лекционные занятия:
Задачи топографии, ее связь с другими дисциплинами.
1. Топография – наука о топографических картах.
2. Форма и размеры земли.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Системы координат и высот, применяемые в топографии.
1. Географическая система координат.
2. Прямоугольная система координат.
3. Зональная и местная системы плоских прямоугольных координат.
4. Система высот.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Топографические карты и планы.
1. Классификация карт.
2. Топографические карты и планы, и различие между ними.
3. Масштабы карт и планов.
4. Номенклатура и разграфка топографических карт.
5. Ситуация и изображение ее на карте.
6. Рельеф и его изображение.
7. Картографическая и координатная сетки на карте.
8. Зарамочное оформление карт.
9. Профиль местности.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Масштабы. Измерение длин линий на карте с помощью масштабов.
1. Масштаб и его виды.
2. Измерение длин линий на карте.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Ориентирование линий.
1. Углы ориентирования.
2. Связь между углами ориентирования.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Решение задач по топографическим картам.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Раздел 2. Технология выполнения полевых работ. Приборы для измерений на местности.
Лекционные занятия:
Приборы для измерения углов.
1. Принцип измерения горизонтального угла.
2. Принцип измерения вертикального угла
3. Классификация теодолитов.
4. Устройство теодолитов 2Т30,4Т30.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Поверки и юстировки теодолитов 2Т-30, 4Т-30.
1. Основные геометрические оси.
2. Поверки и юстировки теодолита.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Поверки оптических теодолитов 2Т- 30,4Т-30
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Угловые измерения.
1. Приведение теодолита в рабочее положение.
2. Измерение горизонтального угла способом полного прима.
3. Измерение вертикального угла.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 горизонтальных углов способом полного приема.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 вертикальных углов и расстояний.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Линейные измерения.
1. Понятие о линейных измерениях.
2. Методы измерений и приборы.
3. Закрепление и вешение линий.
4. Приведение наклонных линий к горизонту.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Раздел 3. Геодезические сети
Лекционные занятия:
Геодезические сети и их развитие.
1. Общие сведения о геодезических сетях.
2. Методы создания геодезических сетей.
3. Государственная геодезическая сеть.
4. Геодезические сети сгущения.
5. Геодезические знаки для закрепления точек опорной сети.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Съемочные сети и их развитие.
1. Съемочные сети и методы их создания.
2. Рекогносцировка. Закрепление точек теодолитного хода.
3. Требования к построению съемочного обоснования методом теодолитных ходов.
4. Порядок выполнения полевых работ.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Камеральная обработка результатов измерений теодолитных ходов.
1. Прямая геодезическая задача.
2. Обратная геодезическая задача.
3. Камеральная обработка замкнутого и разомкнутого теодолитного ходов.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Решение прямой и обратной геодезических задач.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода.
Оценка точности измерений
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Вычисление координат точек разомкнутого теодолитного хода.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Раздел 4. Топографическая съемка
Лекционные занятия:
Общие сведения о топографических съемках.
1. Виды съемок и их классификация.
2. Способы съемки ситуации.
3. Абрис.
4. Определение неприступного расстояния.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Тахеометрическая съемка.
1. Сущность тахеометрической съемки.
2. Плановое и высотное обоснование тахеометрической съемки.
3. Порядок работы на станции.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Построение плана местности по материалам контурной съемки
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Вычислительная и графическая обработка материалов тахеометрической съемки
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Раздел 5. Инженерно-техническое нивелирование.
Лекционные занятия:
Нивелирование и его виды.
1. Задачи и методы нивелирования.
2. Способы геометрического нивелирования.
3. Классификация государственных нивелирных сетей.
4. Нивелирные знаки.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лекционные занятия:
Нивелиры. Устройство и поверки нивелира.
1. Классификация нивелиров.
2. Устройство нивелира.
3. Поверки нивелира.
4. Нивелирные рейки, башмаки.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Поверки нивелира.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Уравнивание нивелирного хода.
Вычисление отметок через превышение и горизонт инструмента.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Построение продольного и поперечного профилей по результатам полевого трассирования и нивелирования трассы.
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
Лабораторные занятия:
Определение координат глубин прямой и обратной засечками
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Топография» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.