ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматизация судовождения»
26.05.05 – Б1.О.23 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматизация судовождения»
26.05.05 – Б1.О.23 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматизация судовождения»
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Автоматизация судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Автоматизация судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- принципы работы систем автоматизации судовождения
Уметь:
- анализировать и своевременно оценивать состояние систем автоматизации судовождения
Владеть:
- навыками управления и настройки систем автоматизации судовождения
ОПК-1.1 Знает основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Знать:
- принципы работы систем автоматизации судовождения
Уметь:
- анализировать и своевременно оценивать состояние систем автоматизации судовождения
Владеть:
- навыками управления и настройки систем автоматизации судовождения
ОПК-1.2 Умеет учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Знать:
- принципы работы систем автоматизации судовождения
Уметь:
- анализировать и своевременно оценивать состояние систем автоматизации судовождения
Владеть:
- навыками управления и настройки систем автоматизации судовождения
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и правовых ограничений
ОПК-1.3 Владеет навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
Знать:
- основные принципы аппаратурной, и программной реализации систем автоматизации судовождения
Уметь:
- оценивать степень безопасной эксплуатации систем автоматизации судовождения
Владеть:
- основными навыками, изнаниями, обеспечивающимибезопасную эксплуатацию системавтоматизации судовождения.
ОПК-5 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- основные принципы аппаратурной, и программной реализации систем автоматизации судовождения
Уметь:
- оценивать степень безопасной эксплуатации систем автоматизации судовождения
Владеть:
- основными навыками, изнаниями, обеспечивающимибезопасную эксплуатацию системавтоматизации судовождения.
ОПК-5.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- основные принципы аппаратурной, и программной реализации систем автоматизации судовождения
Уметь:
- оценивать степень безопасной эксплуатации систем автоматизации судовождения
Владеть:
- основными навыками, изнаниями, обеспечивающимибезопасную эксплуатацию системавтоматизации судовождения.
ОПК-5 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
- основные принципы исследований
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика
ПК-04.1 Знает принципы радиолокации и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)
Знать:
- основные принципы исследований
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика
ПК-04 Способен использовать радиолокатор и САРП для обеспечения безопасности плавания
ПК-04.2 Умеет пользоваться радиолокатором, расшифровывать и анализировать полученную информацию
Знать:
- основные принципы исследований
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика
ПК-04.3 Знает основные типы САРП, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и опасность чрезмерного доверия САРП
Знать:
- основные принципы исследований
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика
ПК-04 Способен использовать радиолокатор и САРП для обеспечения безопасности плавания
ПК-04.4 Умеет пользоваться САРП и расшифровывать, и анализировать полученную информацию
Знать:
- правила несения ходовой Вахты
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика.
ПК-05.1 Знает погрешности систем и эксплуатационные аспекты навигационных систем
Знать:
- правила несения ходовой Вахты
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика.
ПК-05.2 Умеет оценивать навигационную информацию, получаемую из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решений и выполнения команд для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием судна
Знать:
- правила несения ходовой Вахты
Уметь:
- использовать все навигационные системы, входящие в состав интегрированного навигационного мостика
Владеть:
- знаниями всех технических и эксплуатационных характеристик систем, входящих в состав интегрированного навигационного мостика.
ПК-05 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-05.3 Знает взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, имеющихся для осуществления плавания
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 6 курсе в 11 семестре.
Дисциплина «Автоматизация судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Технические средства судовождения
- Математические основы судовождения
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Маневрирование крупнотоннажных судов
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекционные занятия:
Цели и задачи автоматизации процесса судовождения.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Цели и задачи автоматизации процесса судовождения.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Лекционные занятия:
Место автоматизации процесса судовождения в интегрированной системе комплексной судовой автоматизации.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Раздел 2. Автоматизация обработки навигационной информации
Лекционные занятия:
Принципы автоматизации навигационного и инерциального счисления пути судна.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Алгоритмы определения координат места судна и основные методы их программной реализации
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Информационная и математическая модели задачи расхождения судов.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Раздел 3. Интегрированные системы навигации
Лекционные занятия:
Принципы построения интегрированных систем навигации. Преимущества и недостатки автономных и неавтономных систем определения координат места судна.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Лекционные занятия:
Современные интегрированные системы навигации и перспективы развития их аппаратурного и программного обеспечения.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Комплексирование навигационных измерений.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Лекционные занятия:
Навигационные фильтры. Фильтр Калмана. Понятие целостностиинтегрированных систем навигации.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Раздел 4. Автоматизация управления движением судна
Лекционные занятия:
Основные понятия теории автоматического регулирования.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Лекционные занятия:
Основные принципы построения систем стабилизации судна на траектории и на курсе
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Основные принципы построения систем стабилизации судна на траектории и на курсе
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Составление уравнений динамикидля системы стабилизации судна на курсе.
Динамическое позиционирование
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Раздел 5. Требования международных организаций и классификационных обществ к методам и средствам судовой автоматизации
Лекционные занятия:
Международные конвенции СОЛАС, МАРПОЛ и ПДНВ и их влияние на развитие системавтоматизации процесса судовождения
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Лекционные занятия:
Тенденции изменения функциональных обязанностей судоводителей в зависимости от развития систем автоматизации процесса судовождения.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
Практические занятия:
Тенденции изменения функциональных обязанностей судоводителей в зависимости от развития систем автоматизации процесса судовождения.
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-04.1,ПК-04.2,ПК-04.3,ПК-04.4,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Автоматизация судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.