ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.05.05 – Б1.О.24 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
26.05.05 – Б1.О.24 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Таперечкина Ю.Н.
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.
Уметь:
- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.
Владеть:
- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.
ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.
Уметь:
- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.
Владеть:
- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.
ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.
Уметь:
- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.
Владеть:
- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.
ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
Знать:
- сущность и социальную значимость будущей профессии;
- объективные закономерности и специфические особенности территорий;
- формирование транспортных сетей и систем, грузопотоков.
Уметь:
- обрабатывать большие базы данных ГИС;пользоваться картографическим материалом в профессиональных целях.
Владеть:
- геоинформационными системами и определять место нахождения судна в географических координатах;
- навыками использования географических карт, атласов и геоинформационных ресурсов (meteoinfo.ru; wmo.int; searates.com; un.orq; esimo.ru).
ПК-12 Способен использовать прогноз погоды и океанографических условий
ПК-12.3 Знает океанические течения
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Безопасность жизнедеятельности
- Геодезия и инженерные изыскания
- Введение в специальность
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Предотвращение столкновений судов
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Основные понятия и представления о Мировом океане
Лекционные занятия:Мировой океан (площадь, наибольшая глубина, солёность, приливы и отливы, морские и ветровые течения, температурный режим вод, волнение, климат, физические поля, морской лёд, подводный рельеф, берега, архипелаги и острова), океан, море, залив, пролив.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Практические занятия:Основные понятия и представленияо Мировом океане
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности
Мирового океана – Северный
Ледовитый океан
Лекционные занятия:Северный Ледовитый океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана. Северный Ледовитый океан.
Практические занятия:Северный Ледовитый и Южный океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана - Южный
океан
Лекционные занятия:Южный океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана. Южный океан.
Практические занятия:Южный океан (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана –Тихий океан
Лекционные занятия:Тихий океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана. Тихий океан.
Практические занятия:Тихий и Индийский океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана - Индийский океан
Лекционные занятия:Индийский океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана. Индийский океан.
Практические занятия:Тихий и Индийский океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности
Мирового океана –
Атлантический океан
Лекционные занятия:Атлантический океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая
физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Географические особенности Мирового океана. Атлантический океан.
Практические занятия:
Атлантический океан
Цель: географическое положение, физико-географические особенности, сложности судовождения в Атлантическом океане.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Раздел 4. Судоходные каналы
Судоходные каналы – искусственные судоходные пути
Лекционные занятия:Главные судоходные морские каналы.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Судоходные каналы – искусственные судоходные пути
Практические занятия:Главные судоходные морские каналы.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Реки и их основные
характеристики
Лекционные занятия:Крупнейшие судоходные реки и их основные характеристики.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Практические занятия:География морских портов в Мировом океане. Морские порты и их назначение и роль в морских перевозках.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Раздел 5. Экономическая география Мирового океана
Экономическая география
Мирового океана
Лекционные занятия:Мировой океан и всемирное хозяйство – общие представления. Международно-правовой режим морских пространств. Мировые перевозки морского флота.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Практические занятия:Основные представления и принципы выбора морских путей
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Экономическая география
Мирового океана
Лекционные занятия:География морских портов в Мировом океане. Морские порты и их назначение и роль в морских перевозках.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Раздел 6. Океанские пути мира
Лекционные занятия:Основные представления и принципы выбора морских путей. Атлантический океан и его рекомендованные пути.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Лекционные занятия:Тихий океан и его рекомендованные пути.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Лекционные занятия:Северный Ледовитый и Южный океаны и их рекомендованные пути.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
Лекционные занятия:Индийский океан и его рекомендованные пути.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Наименование
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.