2024-2025_26_05_05_65-22-12345-6217_plx_География водных путей_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
26.05.05 – Б1.О.24 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.24 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Таперечкина Ю.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.

Уметь:

- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.

Владеть:

- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.

ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.

Уметь:

- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.

Владеть:

- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.

ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- географические, экономические, политические факторы, влияющие на развитие транспорта и его инфраструктуру.

Уметь:

- применить полученные знания в практической деятельности, определить и рассчитать маршрут перевозки внешнеторгового груза.

Владеть:

- навыками охраны окружающей среды и рационального природопользования.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- сущность и социальную значимость будущей профессии;

- объективные закономерности и специфические особенности территорий;

- формирование транспортных сетей и систем, грузопотоков.

Уметь:

- обрабатывать большие базы данных ГИС;пользоваться картографическим материалом в профессиональных целях.

Владеть:

- геоинформационными системами и определять место нахождения судна в географических координатах;

- навыками использования географических карт, атласов и геоинформационных ресурсов (meteoinfo.ru; wmo.int; searates.com; un.orq; esimo.ru).

ПК-12 Способен использовать прогноз погоды и океанографических условий
ПК-12.3 Знает океанические течения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Математика
 
- Экология
 
- Геодезия и инженерные изыскания
 
- Информатика
 
- Введение в специальность
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигация и лоция
 
- Предотвращение столкновений судов
 
- Управление работой флота
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Мировой океан
 
Основные понятия и представления о Мировом океане

Лекционные занятия:Мировой океан (площадь, наибольшая глубина, солёность, приливы и отливы, морские и ветровые течения, температурный режим вод, волнение, климат, физические поля, морской лёд, подводный рельеф, берега, архипелаги и острова), океан, море, залив, пролив.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Мировой океан
Практические занятия:Основные понятия и представленияо Мировом океане
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности

Мирового океана – Северный

Ледовитый океан

Лекционные занятия:Северный Ледовитый океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана. Северный Ледовитый океан.
Практические занятия:Северный Ледовитый и Южный океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Раздел 2. Мировой океан
 
Географические особенности Мирового океана - Южный

океан

Лекционные занятия:Южный океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана. Южный океан.
Практические занятия:Южный океан (определение географических координат и границ объектов на географической карте)
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана –Тихий океан
Лекционные занятия:Тихий океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана. Тихий океан.
Практические занятия:Тихий и Индийский океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Раздел 3. Мировой океан
 
Географические особенности Мирового океана - Индийский океан
Лекционные занятия:Индийский океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана. Индийский океан.

Практические занятия:Тихий и Индийский океаны (определение географических координат и границ объектов на географической карте)

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности

Мирового океана –

Атлантический океан

Лекционные занятия:Атлантический океан. Географическое положение и климат, основные характеристики, краткая

физико-географическая характеристика; моря и заливы, архипелаги и острова, главные судоходные проливы на географической карте; особенности подводного рельефа и глубины.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Географические особенности Мирового океана. Атлантический океан.
Практические занятия:

Атлантический океан

Цель: географическое положение, физико-географические особенности, сложности судовождения в Атлантическом океане. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Раздел 4. Судоходные каналы
 
Судоходные каналы – искусственные судоходные пути

Лекционные занятия:Главные судоходные морские каналы.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Судоходные каналы – искусственные судоходные пути
Практические занятия:Главные судоходные морские каналы.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Реки и их основные

характеристики

Лекционные занятия:Крупнейшие судоходные реки и их основные характеристики.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Морские порты
Практические занятия:География морских портов в Мировом океане. Морские порты и их назначение и роль в морских перевозках.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Раздел 5. Экономическая география Мирового океана
 
Экономическая география

Мирового океана

Лекционные занятия:Мировой океан и всемирное хозяйство – общие представления. Международно-правовой режим морских пространств. Мировые перевозки морского флота.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Океанские пути мира
Практические занятия:Основные представления и принципы выбора морских путей
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Экономическая география

Мирового океана

Лекционные занятия:География морских портов в Мировом океане. Морские порты и их назначение и роль в морских перевозках.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Самостоятельная работа:
36
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Раздел 6. Океанские пути мира
 
Лекционные занятия:Основные представления и принципы выбора морских путей. Атлантический океан и его рекомендованные пути.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Лекционные занятия:Тихий океан и его рекомендованные пути.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Лекционные занятия:Северный Ледовитый и Южный океаны и их рекомендованные пути.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
Океанские пути мира
Лекционные занятия:Индийский океан и его рекомендованные пути.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-12.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.