2024-2025_26_05_05_65-22-12345-6217_plx_Морская радиосвязь и телекоммуникации_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская радиосвязь и телекоммуникации»
26.05.05 – Б1.В.07 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская радиосвязь и телекоммуникации»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.07 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская радиосвязь и телекоммуникации»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Морская радиосвязь и телекоммуникации» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В.Н. Зайцев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морская радиосвязь и телекоммуникации»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия и устройство радиооборудования;

- правила радиосвязи МПС и МПСС, Регламент Радиосвязи, основные международные справочники по радиосвязи;

- базовые принципы организации систем связи и оповещения ГМССБ ( ЦИВ, радиотелефония, спутниковые системы связи, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики, системы передачи информации по безопасности на море);

- фундаментальные основы судового радиооборудования, спутниковых систем, интегрированных навигационных систем и иные электронные и технические средства радиосвязи, тенденции их развития и сферы применения, характерные ограничения;

- основы обеспечения радиосвязина водном транспорте, организации подвижной радиослужбы, порядок предоставления телекоммуникационных услуг судам, технические судовые устройства радиосвязи;

- структуру и основныевременные и частотные характеристики аналоговыхи цифровых сигналов;

- основы распространения радиоволн различных диапазонов волн.

Уметь:

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций.

- практически работать с радиооборудованием, установленным на судах, правильно применять полученную информацию;

- пользоваться международными справочниками по радиосвязи и другой нормативной документацией;

- практически использовать аварийное радиооборудование, системы ЦИВ, ИНМАРСАТ, АИС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию;

- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика

ПК-44 Способен обеспечить радиосвязь при авариях
ПК-44.1 Умеет обеспечить радиосвязь при авариях, включая: оставление судна, пожар на судне, частичный или полный выход из строя радиоустановок
 
АИС, пользоваться системой дальней идентификации;

- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;

- определять работоспособность установленного и эксплуатируемого и радиооборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией технических средств радиосвязи.

Владеть:

- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем радиосвязи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем;

- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов.

- информационными технологиями в науке и практике судовождения и эксплуатации транспортного

 
 
 
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия и устройство радиооборудования;

- правила радиосвязи МПС и МПСС, Регламент Радиосвязи, основные международные справочники по радиосвязи;

- базовые принципы организации систем связи и оповещения ГМССБ ( ЦИВ, радиотелефония, спутниковые системы связи, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики, системы передачи информации по безопасности на море);

- фундаментальные основы судового радиооборудования, спутниковых систем, интегрированных навигационных систем и иные электронные и технические средства радиосвязи, тенденции их развития и сферы применения, характерные ограничения;

- основы обеспечения радиосвязина водном транспорте, организации подвижной радиослужбы, порядок предоставления телекоммуникационных услуг судам, технические судовые устройства радиосвязи;

- структуру и основныевременные и частотные характеристики аналоговыхи цифровых сигналов;

- основы распространения радиоволн различных диапазонов волн.

Уметь:

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций.

- практически работать с радиооборудованием, установленным на судах, правильно применять полученную информацию;

- пользоваться международными справочниками по радиосвязи и другой нормативной документацией;

- практически использовать аварийное радиооборудование, системы ЦИВ, ИНМАРСАТ, АИС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию;

- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться системой дальней идентификации;

- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;

- определять работоспособность установленного и эксплуатируемого и радиооборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией

ПК-44 Способен обеспечить радиосвязь при авариях
ПК-44.2 Знает предупредительные меры по обеспечению безопасности судна и персонала в связи с опасностями, возникающими при использовании радиооборудования, включая электрические опасности и опасности неионизирующего излучения
 
технических средств радиосвязи.

Владеть:

- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем радиосвязи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем;

- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов.

- информационными технологиями в науке и практике судовождения и эксплуатации транспортного

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Морская радиосвязь и телекоммуникации» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Радиотехника
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
15
15
В том числе: 
Практические занятия
15
15
Самостоятельная работа
57
57
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Регламент радиосвязи. Правила радиосвязи МПС и МПСС
Практические занятия:

Виды связи в МПС. Основные термины, определения и сокращения. 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 2. Функциональные обязанности судовых операторов ГМССБ 
Практические занятия:

Несение вахты. Эксплуатация радиооборудования.

Оповещения о бедствии, срочности и безопасности.

Техническое обслуживание.

Проверки. 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 3. Радиоволны и частотные диапазоны МПС
Практические занятия:

Электромагнитные волны, частота и длина волны.

Применение радиоволн различных диапазонов.

Международное обозначение диапазонов. 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 4. Модуляция. Методы модуляции, применяемые в радиотелефонии
Практические занятия:

Определение модуляции.

Виды модуляций: амплитудная, частотная, фазовая, их краткая характеристика. 

1
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 5. Классы излучений, используемые при радиосвязи
Практические занятия:

Расшифровка символов, составляющих обозначение режимов работы. Основные классы излучений, используемые в МПС и МПСС. 

1
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 6. Морские районы ГМССБ
Практические занятия:

Определение морских районов ГМССБ. Как влияют районы на состав радиооборудования и на квалификационные требования к судовым операторам ГМССБ. 

1
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 7. Позывные сигналы судовых и береговых радиостанций
Практические занятия:

Телеграфные позывные сигналы. Позывные береговых радиотелефонных станций.

Девятизначный идентификатор МПС (MMSI). 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 8. Процедуры телефонного обмена 
Практические занятия:

Форма вызова, ответа на вызов, обмен, подтверждение приёма, конец работы 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Тема 9. Радиосвязь при бедствии и для обеспечения безопасности
Практические занятия:

Форма вызова, ответа на вызов, обмен, подтверждение приёма, конец работы 

2
ПК-44.1,ПК-44.2
 
Самостоятельная работа:
57
ПК-44.1,ПК-44.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морская радиосвязь и телекоммуникации» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.