2024-2025_23_03_01_62-22-123-6217_plx_Безопасность жизнедеятельности_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
23.03.01 – Б1.О.06 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
кандидат географических наук, доцент, Армаганян Каринэ Вячеславовна
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-8.1 Знает причины, признаки, классификацию, последствия, источники и способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Умеет поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Владеет методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций и навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика. Прикладная математика
 
- Физика
 
- Информатика
 
- Экология
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация транспортных услуг
 
- Экономика отрасли
 
- Транспортное право
 
- Безопасность транспортного процесса
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
10
10
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
8
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения
 
Тема 1.1. Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Чело-век-среда обитания»
Лекционные занятия:

Цель: освоение характеристики системы «человек - среда», понятия о потенциальных и реальных опасностях, аксиомы о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда, понятия о риске и приемлемом риске

Учебные вопросы:

1. Система «человек-среда».

2. Понятие о потенциальных и реальных опасностях.

3. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности и труда.

4. Понятие о риске и приемлемом риске.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.2. Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек - природа» 
Лекционные занятия:

Цель: изучить естественную систему защиты от опасностей, время реакции, функциональное состояние и безопасность. Проанализировать человека как источник опасности. Выяснить характеристику сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета. Изучить основные понятия экологии, среды жизни человека

Учебные вопросы:

1. Характеристика человека как элемента систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Экология – наука о доме.

2. Естественная система защиты от опасностей.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.2. Взаимодействие человека со средой обитания
Практические занятия:

Цель: формирование умения применять знания, полученные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», дополнять знания новыми умениями и навыками и формулировать личную точку зрения

Учебные вопросы:

1. Закрепление лекционного материала.

2. Способы взаимодействия человека со средой обитания.

3. Влияние человека на среду обитания, и среды обитания на человека.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.2. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика
Самостоятельная работа:

Цель: выяснить особенности различных сред обитания.

Учебные вопросы:

1. Производственная среда.

2. Городская среда.

3. Природная среда.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.2. Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда
Самостоятельная работа:

Цель: изучить судно, морской порт, как производственные среды.

Учебные вопросы:

1. Судно, как производственная среда.

2. Морской порт - производственная среда.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.3. Понятие «без-опасность». Системы безопасности и их структура
Лекционные занятия:

Цель: изучить понятие «безопасность», определить системы безопасности и их структуру; проанализировать человека как источник опасности.

Учебные вопросы:

1. Понятие «безопасность».

2. Системы безопасности и их структура.

3. Функциональное состояние и безопасность.

4. Человек как источник опасности.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.3. Компоненты здорового образа жизни
Практические занятия:

Цель: выявить основные компоненты здорового образа жизни, определить соотношение возраста по паспорту к возрасту биологическому

Учебные вопросы:

1. Расставьте составляющие здорового образа жизни по значимости для Вас.

2. Попробуйте протестировать себя по таблице доктора Сухова – и вы узнаете свой истинный возраст.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Безопасность, как одна из основных потребностей человека
Лекционные занятия:

Цель: рассмотреть безопасность, как одну из основных потребностей человека; выяснить характеристику сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета. Изучить основные понятия экологии, среды жизни человека

Учебные вопросы:

1. Безопасность, как одна из основных потребностей человека.

2. Характеристика сигнализаторов человека: восприятие боли, кожный сигнализатор, вкус, обоняние, температурная и вибрационная чувствительность, слух, зрение, восприятие цвета.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Формирование безопасной среды обитания
Практические занятия:

Цель: выявить негативные факторы, находящиеся в среде обитания, смоделировать безопасную среду обитания

Учебные вопросы:

1. Определить компоненты своей среды обитания.

2. Дать классификацию по критерию опасного, вредного и безопасного фактора, определить источники возникновения опасных и вредных факторов.

3. Сформулировать причины возникновения опасных и вредных факторов.

4. Смоделировать среду обитания без источников опасных и вредных факторов.

5. Оценить реальность существования смоделированной среды.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Экологическая, промышленная, производственная безопасности 
Самостоятельная работа:

Цель: рассмотреть подробно экологическую, промышленную, производственную безопасности.

Учебные вопросы:

1. Экологическая безопасность.

2.Промышленная и производственная безопасности.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Транспортная и пожарная безопасность
Самостоятельная работа:

Цель: освоить основы транспортной и пожарной безопасности (пожарная безопасность на водном  транспорте).

Учебные вопросы:

1. Транспортная безопасность (виды и основные особенности).

2. Пожарная безопасность, ее особенности на водном транспорте.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Характеристика разновидностей систем безопасности
Самостоятельная работа:

Цель: изучить характеристики различных  систем безопасности.

Учебные вопросы:

1. Характеристики различных систем безопасности.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Безопасность и устойчивое развитие
Самостоятельная работа:

Цель: уяснить роль безопасности жизнедеятельности в формировании Каркаса устойчивости.

Учебные вопросы:

1. Роль БЖД в формировании Каркаса устойчивости.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Безопасность и демография
Самостоятельная работа:

Цель: выявить роль безопасности жизнедеятельности в формировании демографического благополучия страны и Мира.

Учебные вопросы:

1. Роль БЖД в формировании демографического благополучия страны и Мира.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.4. Аксиомы безопасности жизнедеятельности
Самостоятельная работа:

Цель: изучить аксиомы безопасности жизнедеятельности (БЖД).

Учебные вопросы:

1. Аксиомы БЖД.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Понятие «опасность». Классификация опасностей
Лекционные занятия:

Цель: определить понятие «опасность»; изучить классификацию опасностей

Учебные вопросы:

1. Понятие «опасность».

2. Классификация опасностей.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Причины проявления опасности. Опасность – как явление реального мира
Лекционные занятия:

Цель: определить причины проявления опасности.

Учебные вопросы:

1. Причины проявления опасности.

2. Опасность – как явление реального мира.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Правила поведения в опасной ситуации
Практические занятия:

Цель: дать классификацию природным опасностям, научиться правилам поведения в чрезвычайной ситуации.

Учебные вопросы:

1. Опасные природные явления.

2. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной?

3. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций.

4. Определение аварии и катастрофы.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Классификация социальных опасностей
Практические занятия:

Цель: формирование безопасного поведения в социуме.

Учебные вопросы:

1. Сформулировать понятие «Виктимность»,

2. Дать определение и классификацию социальным опасностям, привести примеры социальных опасностей.

3. Найти нормы, правила, нормативные акты, регламентирующие ограничения распространения социальных опасностей в обществе, определить способы защиты от социальных опасностей.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Разработка и использование схемы эвакуации 
Практические занятия:

Цель: изучить, разработать схему и определить алгоритм поведения населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Учебные вопросы:

1. Классификация видов эвакуации;

2. Ознакомиться с конституционными актами, федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, обеспечивающими нормативно-правовые аспекты безопасности,

3. Изучить основные положения Концепции национальной безопасности РФ.

4. Понятие безопасности жизнедеятельности. Аксиомы, принципы, методы и средства обеспечения.

5. Понятие опасность. Признаки опасности, источники, классификации опасностей.

6. Понятия риск, приемлемый и неприемлемый риск.

7. Опасные и вредные факторы.

8. Основные понятия национальной безопасности (угроза, защита, интересы личности, общества и государства).

9. Основные положения Концепции национальной безопасности.

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Характеристика опасностей и их источников
Самостоятельная работа:

Цель: выявить особенности характеристик опасностей и их источников.

Учебные вопросы:

1. Характеристика опасностей и их источников.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Причинно-следственная зависимость при реализации опасности. Дерево опасностей
Самостоятельная работа:

Цель: выявить причинно-следственную зависимость в ходе реализации опасности. Дерево опасностей - модель неблагоприятных ситуаций.

Учебные вопросы:

1. Причинно-следственная зависимость при реализации опасности.

2. Дерево опасностей.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.5. Человек, как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах опасностей 
Самостоятельная работа:

Цель: определить роль человеческого фактора в возникновении опасностей.

Учебные вопросы:

1. Человек, как источник опасности.

2. Роль человеческого фактора в причинах опасностей. 

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Лекционные занятия:

Цель: изучить структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Учебные вопросы:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.6. Режимы функционирования РСЧС
Практические занятия:

Цель: ознакомиться с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), выделить и законспектировать структуру, основные задачи, уровни, режимы функционирования

Учебные вопросы:

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ.

2. Военная доктрина РФ. Военные опасности и угрозы.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Задачи, структура управления и подсистемы, уровни.

4. Государственные силы обеспечения без-опасности. Основные функции Президента РФ, Правительства РФ, министерств и основных государственных органов, входящих в систему РСЧС.

5. Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности.

6. Режимы функционирования РСЧС и ГО, сходства и отличия.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.7. Риск. Теория Риска. Классификация риска
Лекционные занятия:

Цель: Риск. Теория Риска. Классификация риска

Учебные вопросы:

1. Риск. Теория Риска.

2. Классификация риска.

3. Расчет приемлемого и неприемлемого риска.

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.7. Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Практические занятия:

Цель: научиться рассчитывать частоту реализации опасности на предприятии и соотносить данные с коэффициентами приемлемого и неприемлемого риска

Учебные вопросы:

1. Рассчитать приемлемый и неприемлемый риск для предприятия

2. Риск — это …

3. Приемлемый риск …

4. Суммарный риск …

5. Неприемлемый риск …

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.7. Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный
Самостоятельная работа:

Цель: выявить различия вреда и ущерба.

Учебные вопросы:

1. Вред, ущерб – виды и характеристики.

2.  Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.7. Современные уровни риска опасных событий
Самостоятельная работа:

Цель: охарактеризовать современные уровни риска.

Учебные вопросы:

1. Современные уровни риска опасных событий.

0,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.8. Чрезвычайные ситуации – общие понятия, основные виды
Лекционные занятия:

Цель: изучить основы обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени. Оружие массового поражения

Учебные вопросы:

1. Безопасность индивидуальная и коллективная.

2. Чрезвычайные ситуации (ЧС).

3. Оружие массового поражения.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.8. Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий
Практические занятия:

Цель: научиться классифицировать чрезвычайную ситуацию по показателям, определять масштаб последствий

Учебные вопросы:

1. Классификация ЧС по масштабам и тяжести последствий.

2. Оценка ЧС по причине возникновения, временным характеристикам, масштабам и тяжести последствий.

3. Опасность в ЧС.

4. Какая ситуация называется чрезвычайной?

5. Источник чрезвычайной ситуации.

6. Определение опасного природного явления.

7. Кто является пораженным в ЧС?

8. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от источника

9. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
Тема 1.8. Аудит и сертификация состояния безопасности
Самостоятельная работа:

Цель: познакомиться с основами аудита и сертификации состояния безопасности.

Учебные вопросы:

1. Аудит и сертификация состояния безопасности.

1,5
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.