2024-2025_26_02_05_51_24_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация судовых устройств и корпуса»
26.02.05 – ОП.08. – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых устройств и корпуса»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.08. – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых устройств и корпуса»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация судовых устройств и корпуса» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьев С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация судовых устройств и корпуса»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- задачи профессиональной деятельности; способы и

методы их решения.

Уметь:

- выбрать оптимальный способ решения задачи

профессиональной деятельности; демонстрировать

эффективность и качество выполнения профессиональных

задач.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа

информации и информационные технологии для

выполнения профессиональных задач.

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование

средства поиска, анализа и интерпретации информации.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- перечень и содержание основной технической

документации по эксплуатации СЭУ на русском и

английском языках.

Уметь:

- пользоваться профессиональной документацией на

русском и английском языках.

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности;

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем, судового электрооборудования, а также при несении вахты в машинном отделении;

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы конструкции, принцип действия и эксплуатации паровых и газовых турбин, судовых вспомогательных котлов и других вспомогательных и палубных механизмов;

Уметь:

- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов, паровых котлов и систем;

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;

- устройство, принцип работы, назначение, эксплуатационные характеристики судовых насосов и систем трубопроводов;

Уметь:

- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов;

Иметь практический опыт:

К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;

Уметь:

- производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств;

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация судовых устройств и корпуса» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Инженерная графика
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Механика
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Учебная практика (плавательная)
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 51 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
44
44
Самостоятельная работа
7
7
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
51
51
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Механизмы судовых устройств
 
Лекция (урок):

1. Техническая эксплуатация судовых механизмов, составные части эксплуатации.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

2. Классификация насосов. Назначение, принцип действия насосов: центробежного, шестерённого, винтового.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 1. Судовые насосы
Лекция (урок):

3. Техническое использование насосов, совместная работа насосов, регулирование подачи насосов.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

1. Назначение и основные элементы рулевого устройства. Типы рулевых приводов. 

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

2. Принципиальная схема и конструкция плунжерной ЭГРМ, ЭГРМ с поршневым приводом и ЭГРМ лопастного типа.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

3. Приводы (системы) управления рулевыми машинами.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

4. Рулевые устройства и средства активного управления современных судов.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

5. Эксплуатация ЭГРМ, подготовка РМ перед выходом в рейс.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 2. Рулевые машины
Самостоятельная работа:

Требования руководящих документов к рулевому устройству.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 3. Сепараторы топлива и масла
Лекция (урок):

1. Назначение сепараторов, режимы работы-кларификация и пурификация.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

2. Сборка барабана сепаратора на различные режимы. Выбор режима сепарации. Выбор диаметра гравитационного диска.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

3. Подготовка сепаратора к работе, пуск сепаратора, периодичность очистки барабана сепаратора.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 3. Сепараторы топлива и масла
Самостоятельная работа:

Конструкция и принцип действия сепараторов с периодической разгрузкой барабана.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

1. Охладители, подогреватели, испарители и конденсаторы. Классификация и конструкция теплообменных аппаратов.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 4. Теплообменные аппараты
Лекция (урок):

2. Эксплуатация теплообменных аппаратов.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о грузоподъемно-транспортных механизмах, применяемых на судах.

Грузовые лебедки. Кинематическая схема и принцип действия электрических и гидравлических лебедок. 

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

2. Шлюпочные лебедки. Требования COЛAC-74 к шлюпочному устройству и лебедке.  Кинематическая схема и принцип действия лебедки ЛШ 3Д, ЛШВ.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

3. Люковые закрытия грузовых трюмов. Классификация и требования к люковым закрытиям. Конструкции откатываемых закрытий с тросовым и цепным приводами. Конструкции откидных закрытий с тросовыми и цепными приводами. Лацпорты и аппарели. 

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

4. Подготовка к работе, пуск, проверка грузоподъемных механизмов на холостом ходу.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 5. Грузоподъемные механизмы
Самостоятельная работа:

Освидельствование ГПМ не поднадзорных РМРС

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

1. Назначение, требования классификация, конструкция и принцип действия брашпилей, дистанционное управление тормозом якорной звездочки.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

2. Назначение, классификация, конструкция и принцип действия якорно-швартовных и швартовных шпилей, якорно-швартовых лебедок.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 6. Якорные и швартовные механизмы
Лекция (урок):

3. Эксплуатация якорно-швартовных механизмов. Проверка механизма на холостом ходу.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Раздел 2. Корпус судна
 
Лекция (урок):

1. Требования к технической эксплуатации корпуса и помещений судна.  Критические районы конструкции судов.

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 7. Корпус, помещения и устройства судна
Лекция (урок):

2. Защита корпуса судна

2
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
Тема 7. Корпус, помещения и устройства судна
Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе

1
К 1.4,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.2.,ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация судовых устройств и корпуса» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.