2025-2026_23_03_01_62-25-123-6217_plx_Основы Российской государственности_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
23.03.01 – Б1.О.31 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы Российской государственности»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.31 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы Российской государственности»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы Российской государственности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № 10 от 03.07.2025 г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
доктор философских наук , профессор, Ерошенко Татьяна Игоревна
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы Российской государственности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- закономерности, основных событий  истории полиэтнического и поликонфессионального Российского государства;

- особенности  культурно-ценностных ориентиров;

- логику развития  историко- культурного наследия России.

Уметь:

-  использовать закономерности, основных событий  истории полиэтнического и поликонфессионального Российского государства;

-  анализировать особенности  культурно-ценностных ориентиров;

- систематизировать   историко- культурного наследия России.

Владеть:

- навыками использования , особенностей истории полиэтнического и поликонфессионального Российского государства;

- ценностным анализом общих культурно-ценностных ориентиров

- опытом изучения историко- культурного наследие России

УК-5.1 Знает закономерности и особенности социально¬-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
 
 
Знать:

-поступающую общественно-политическую информацию,

-  различные мнения, позиции и высказывания по поводу социально-исторических событий;

-ключевую информацию о политическом устройстве своей страны, своего региона

Уметь:

- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально- нравственных ориентиров

Владеть:

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.2 Умеет понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- комплексом знаний о социокультурных и конфессиональных различиях социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.3 Владеет простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-¬историческом, этическом и философском контекстах, а также навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы Российской государственности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Правоведение
 
- Транспортное право
 
- История транспорта России
 
- История России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
30
30
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
42
42
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Что такое Россия
 
Лекционные занятия:

Природно-экономические ресурсы.

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Географические факторы и природные ресурсы. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Лекционные занятия:Народы, религия, культура России.
2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Многообразие российских регионов. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Испытания и победы России.

0,5
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Герои страны, герои России

0,5
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 1.1 Природно-экономические ресурсы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Раздел 2. Российское государство-цивилизация 
 
Лекционные занятия:

Государство-нация и государство-цивилизация. Россия как государство-цивилизация 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Применимость и альтернативы цивилизационного подхода

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Российская цивилизация в академическом дискурсе 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Лекционные занятия:

Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Ценностные вызовы современной политики 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Российская цивилизационная идентичность на современном этапе

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 2.1 Российское государство-цивилизация
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
 
Лекционные занятия:

Ценностно-смысловые основания российского мировоззрения 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Концепт мировоззрения в социальных науках

0,5
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Системная модель мировоззрения

0,5
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Лекционные занятия:

Философские основания российского мировоззрения 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Ценности российской цивилизации

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Мировоззрение и государство

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 3.1 Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

24
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Раздел 4. Политическое устройство России
 
Лекционные занятия:

Природа политической власти.

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 4.1 Политическое устройство России
Практические занятия:

Власть и легитимность в конституционном преломлении 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Уровни и ветви власти

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Лекционные занятия:

Политические институты и уровни власти. Правовое регулирование. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Планирование будущего. Национальные проекты и государственные программы. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Гражданское участие и гражданское общество в современной России. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 4.1 Политическое устройство России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

3
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
 
Лекционные занятия:

Технологические, климатические и ресурсные вызовы человечества

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Россия и глобальные вызовы

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Внутренние вызовы общественного развития

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Лекционные занятия:

Цивилизационные вызовы человечеству

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:Образы будущего России
1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Практические занятия:

Ориентиры стратегического развития России 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
Тема 5.1 Вызовы будущего и развитие страны
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

5
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы Российской государственности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.П. Шевырев, В.В. Лапин, С.В. Рогачев, А.В. Туторский, П.Ю. Уваров, А.А. Ларионов (иеромонах Родион), В.С. Бремин, Н.Ю. Пивоваров, О.А. Ефремов, Е.А. Маковецкий, Е.А. Овчинникова, Д.А. Андреев, В.В. Булатов, О.А. Чагадаева Основы российской государственности:учебное пособие для студентов

естественнонаучных и инженерно-технических специальностей . - Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. - 

 
2. А.П. Шевырев, В.В. Лапин, С.В. Рогачев, А.В. Туторский, П.Ю. Уваров, А.А.  Основы российской государственности:учебное пособие для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. - Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. - 
 
3. Т. В. Евгеньева, И. И. Кузнецов, С. В.  Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки. - , . - 
 
4. В.М. Марасанова, В.Э. Багдасарян, Ю.Ю. Иерусалимский, Л.Г. Титова, С.А. Кудрина Основы российской государственности:учебно-методический комплекс по дисциплине для образовательных организаций высшего образования. - Издательский дом «Дело» РАНХиГС, . - 
 
5. Шестопал Е.Б. Политическая психология:. - , 2022. - 
 
6. Тимошина Т.М. Экономическая история России:. - Юстицинформ, 2022. - 
 
7. А. И. Стахов, Н. В.Ландерсон, В. А. Зюзин Государственное управление и административное право: советская эпоха и современность:монография. - Российский государственный университет правосудия, 2022. - 
 
8. Конституция Российской Федерации 1993 г. с изменениями 2022 г. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http:// duma.gov.ru/news/55446/ 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. С. Г. Антоненко, В. В. Вострикова, В. А. Дёмин Общественная мысль России: с древнейших времен до середины ХХ в. В 4 томах. Т.3:общественная мысль России второй четверти XIX – начала XX в.. - Политическая энциклопедия, 2020. - 
 
2. Н. В. Мирошниченко, И. Ф. Дедюхина, Н. В. Еременко Технологии принятия государственных решений:учебное пособие. - Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. - 
 
3. И. Н. Осипова Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления:учебно-методическое пособие . - Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 
 
4. Н. С. Грудинин Основы конституционного права Российской Федерации и народных республик Донбасса:учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 
 
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 
 
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046.  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.