2025-2026_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Технические средства (по видам транспорта)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства (по видам транспорта)»
23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Садайло М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Шамарина А.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- различать типы погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- систему организации перегрузки груза и движения транспорта

Уметь:

- обеспечивать управление движением;

- анализировать работу транспорта

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
 
- Организация сервиса и безопасность на транспорте
 
- Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)
 
- Информационное обеспечение перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
128
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
82
42
40
Практические занятия
46
22
24
Самостоятельная работа
60
40
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Материально-техническая база транспорта
 
Лекция (урок):

1. МТБ транспорта

2. МТБ железнодорожного транспорта

3. МТБ автомобильного транспорта

4. МТБ гражданской авиации

5. МТБ морского транспорта

6. МТБ речного транспорта

3
ОК 01.
 
Тема № 1.1 Материально-техническая база видов транспорта (МТБ)
Самостоятельная работа:

Материально-техническая база видов транспорта: повторение лекционного материала и работа с литературой

1
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. МТБ порта

2. Основные требования к эксплуатации порта

3. Виды портовой деятельности

2
ОК 01.
 
Тема № 1.2 Материально-техническая база порта
Самостоятельная работа:

Техническая база порта: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Виды портов

2. Причальные сооружения

3. Перегрузочные машины

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Практическое занятие:

Определение ориентировочного числа причалов

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Самостоятельная работа:

Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Железнодорожный транспорт в портовой деятельности

2. Автомобильный транспорт в портовой деятельности

3. Водный транспорт в портовой деятельности

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение загрузки транспортных средств

2. Определение интенсивности поступления в порт транспортных средств

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.4 Транспортное оборудование портов
Самостоятельная работа:

Транспортное оборудование портов: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Тарно-штучные грузы

2. Лесные грузы

3. Навалочные грузы

4. Наливные грузы

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

Расчет среднемесячного, максимального месячного и среднесуточного грузопотоков

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.5 Виды грузов, способы упаковки, контейнеризации
Самостоятельная работа:

Виды грузов, способы упаковки, контейнеризации: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 2. Вспомогательное оборудование и машины непрерывного действия
 
Лекция (урок):

1. Вагоноопрокидователи

2. Лифты

3. Метательные машины

4. Шнековые машины

5. Малогабаритные бульдозеры

6. Конвейеры

7. Весовые устройства

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.1 Вспомогательное оборудование
Самостоятельная работа:

Вспомогательное оборудование: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Машины периодического действия

2. Машины непрерывного действия

3. Назначение и область применения машин непрерывного действия

4. Классификация транспортирующих машин непрерывного действия

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.2 Виды транспортирующих машин
Самостоятельная работа:

Виды транспортирующих машин: повторение лекционного материала и работа с литературой

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Ленточные конвейеры;

2. Цепные конвейеры;

3. Пластинчатые конвейеры;

4. Скребковые конвейеры;

5. Элеваторы.

1
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.3 Машины непрерывного транспорта с тяговым органом
Практическое занятие:

Расчет производительности ленточного конвейера

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.3 Машины непрерывного транспорта с тяговым органом
Самостоятельная работа:

Машины непрерывного транспорта с тяговым органом: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Винтовые;

2. Качающиеся;

3. Инерционные;

4. Вибрационные;

5. Роликовые конвейеры

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.4  Машины непрерывного транспорта без тягового органа
Самостоятельная работа:

Машины непрерывного транспорта без тягового органа: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 3. Технические средства для грузовых работ 
 
Лекция (урок):

1. Пакетирующая машина

2. Контейнеризация

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.1 Технические средства для укрупнения грузового места ТШГ
Самостоятельная работа:

Технические средства для укрупнения грузового места ТШГ: повторение лекционного материала и работа с литературой.

3
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Портальный кран

2. Специальные береговые перегружатели

3. Поворотные и козловые краны

4. Плавучие краны

5. Грузозахватные устройства

6. Портальные погрузчики-контейнеровозы

7. Авто- и электропогрузчики

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение производительности портального крана

2. Определение прочности крюка

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.2 Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами
Самостоятельная работа:

Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой. 

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Грузозахватные устройства

2. Специальные погрузчики

3. Всасывающе-нагнетальные установки

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.3 Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с лесными грузами
Самостоятельная работа:

Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с лесными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.4 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами
Лекция (урок):

1. Основные захватывающие устройства

2. Гидравлический транспортёр

3. Плавучие и береговые гидроперегружатели

4. Трюмные машины

5. Малогабаритные бульдозеры

6. Рыхлительные машины

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Укрупнение груза и выбор способа перегрузки

2. Определение пути перемещения груза МЦД и высоты поднятия и опускания

Контрольная работа

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.4 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами
Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Консультации:
4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
3 семестр
 
Раздел 4. 
 
Лекция (урок):

1. Нагнетательные пневматические установки

2. Аэрационные желоба

3. Специальные грейферные установки

4. Шнековые системы

5. Зачистные сопла

6. Саморазгружающиеся вагоны

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.5 Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с порошкообразными и пылевидными грузами
Самостоятельная работа:

Основные технические средства комплексной механизации перегрузочных работ с порошкообразными и пылевидными грузами: повторение лекционного материала и работа с литературой.

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.6 Основные технические средства комплексной механизации перегрузки зерновых грузов
Лекция (урок):

1. Ковшовые элеваторы

2. Всасывающие пневматические установки

3. Специальные и передвижные конвейеры

4. Инерционная установка 

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Газовытяжные системы

2. Наземные полуподземные и подземные резервуары

3. Винтовые насосы

4. Перекачивающие станции

5. Судовые насосы

6. Подогреватели

7. Плавучий кренователь

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 3.7 Основные технические средства комплексной механизации перегрузки наливных грузов
Самостоятельная работа:

Основные технические средства комплексной механизации перегрузки наливных грузов: повторение лекционного материала и работа с литературой.

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Раздел 5. Складское оборудование порта, устройства для обслуживания пассажиров и другие здания территории порта 
 
Тема № 4.1 Портовые склады, их техническое оборудование
Лекция (урок):

1. Конструкция современного склада

2. Автопогрузчики и их роль на складе

3. Тягачи

4. Конвейеры на складе

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Конструкция складов для штучных и лесных грузов

2. Плавучие причалы-склады

3. Склады открытого хранения

4. Роль навесов на складе

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение общего коэффициента использования объема стеллажей

2. Определение примерного количества груза, перегружаемого по прямому варианту и идущего через склад

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.2 Склады для штучных грузов и лесоматериалов
Самостоятельная работа:

Склады для штучных грузов и лесоматериалов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.3 Склады для навалочных грузов
Лекция (урок):

1. Вид и компановка склада

2. Силосные хранилища

3. Силосные элеваторы

4. Весы для навалочного груза

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Стальные резервуары

2. Железобетонные резервуары

3. Траншейные резервуары

4. Хранилища для сжиженных газов 

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.4 Склады для наливных грузов
Практическое занятие:

Определение вместимости резервуарных парков нефтебаз в порту

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Способы определения вместимости площади кладов

2. Общая вместимость группы складов

3. Потребная вместимость складов

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение вместимости складов

2. Приближенное определение емкости складов порта и их линейных размеров

8
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.5  Определение вместимости и площади складов
Самостоятельная работа:

Определение вместимости и площади складов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.6 Морские вокзалы и другие портовые здания
Лекция (урок):

1. Здания основного производственного назначения

2. Здания подсобного производственного назначения

3. Здания обслуживающего назначения

4. Здания вспомогательного назначения

5. Морские вокзалы

6. Речные вокзалы

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.7 Автоматизированные склады
Лекция (урок):

1. Конвейерные стеллажи

2. Гравитационные накопители

3. Склады-автоматы с подвесными толкающими конвейерами

3
ОК 01.,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Контейнерный терминал

2. Основные технологические операции контейнерного терминала

3. Автоматизированная система управления на терминале

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Тема № 4.8 Автоматизированные терминалы и причалы
Самостоятельная работа:

Подготовка к экзамену

4
ОК 01.,ПК 3.2
 
Консультации:
6
ОК 01.,ПК 3.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.