2025-2026_23_02_01_23_123 (на базе 11 кл)_plx_Перевозка грузов на особых условиях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Перевозка грузов на особых условиях»
23.02.01 – МДК.03.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Перевозка грузов на особых условиях»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – МДК.03.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Перевозка грузов на особых условиях»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Перевозка грузов на особых условиях» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
преподаватель , Борщ А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Перевозка грузов на особых условиях»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению;

Уметь:

- поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций, оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению

Иметь практический опыт:

- в определении подхода к решению логистической задачи применительно к различным контекстам;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках, обеспечивающую грузовые перевозки;

- основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Уметь:

- применять основы транспортно-экспедиционной деятельности и виды документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

Иметь практический опыт:

- в применении основ транспортно-экспедиционной деятельности и видов документов, регламентирующих транспортно-экспедиционную деятельность на государственном и иностранном языках;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
 
 
 
 
 
Знать:

-основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- формы перевозочных документов и грузовую отчетность;

Уметь:

- применять в процессе управления перевозками логистическую концепцию и методы организации рациональной переработки грузов;

- применять основы организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществления расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями

Иметь практический опыт:

- в применении основ организации работы персонала по обработке перевозочных документов и осуществлении расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями;

- обеспечить управление движением;

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- основы процесса управления перевозками на основе логистической концепции и основы процесса организации рациональной переработки грузов;

Уметь:

- применять основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

Иметь практический опыт:

- в применении основных положений, регулирующих взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика;

- анализировать организацию работы по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

- в применении в процессе управления перевозками логистической концепции и методов организации рациональной переработки грузов;

ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Перевозка грузов на особых условиях» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Технические средства (по видам транспорта)
 
- Транспортная система России
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
 
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
- Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
78
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
38
38
Самостоятельная работа
22
22
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ).

2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ).

3. Правила железнодорожных перевозок опасных грузов.

4. Нормативно-правовые документы РФ, регулирующие перевозку опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов
Самостоятельная работа:

Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Категория грузов, перевозимых на особых условиях.

2. Классификация опасных грузов.

3. Свойства опасных грузов. Физико-химические процессы при перемешивании опасных грузов, возгорании, испарении, кипении, смешивании с водой, образование электростатических зарядов, возникающих в результате трения.

4. Воздействие опасных грузов на человеческий организм при контакте с кожей, вдыхании, попадании внутрь. Вредные воздействия опасных грузов при попадании в воду, почву.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Определение характера опасности перевозимого груза. Код опасности.

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Транспортная характеристика опасных грузов.

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности
Самостоятельная работа:

Общая характеристика опасных грузов по классам опасности: изучение теоретического материала

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Типы маркировки. Знаки опасности.

2. Правила маркировки и нанесения опасных грузов (для различных видов транспорта).

3. Требования к маркировке опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Маркировка грузового места с опасным грузом

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Маркировка грузового места с опасным грузом, обладающего несколькими видами опасности

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Нанесение знаков опасности на транспортное средство

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Нанесение знаков опасности при контейнерной и контрейлерной перевозке

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 3. Маркировка опасных грузов.
Самостоятельная работа:

Маркировка опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Требования к таре и упаковке.

2. Классификация тары, предназначенной для перевозки опасных грузов.

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Виды тары и упаковки для опасных грузов

7
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 4. Тара и упаковка опасных грузов.
Самостоятельная работа:

Тара и упаковка опасных грузов: изучение теоретического материала

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Требования к морским судам, перевозящим опасные грузы.

2. Требования к подвижному составу и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов.

3. Требования к автомобилю и водителю при перевозке опасных грузов.

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 5. Требования к транспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов
Самостоятельная работа:

Требования к транспорту и дополнительному оборудованию при перевозке опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 6. Организация перевозки опасных грузов
Лекция (урок):

1. Размещение, укладка и крепление опасных грузов.

2. Требование к месту погрузки-разгрузки опасного груза. Способы загрузки транспортных средств.

3. Дополнительные требования к погрузо-разгрузочным механизмам и работам.  

5
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Определение возможности совместной перевозки опасных грузов

8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 6. Организация перевозки опасных грузов
Самостоятельная работа:

Организация перевозки опасных грузов: изучение теоретического материала  

3
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, основное их содержание

2. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, основное их содержание

3. Транспортно-сопроводительные документы, используемые при перевозке опасных грузов морским транспортом, основное их содержание

6
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Оформление перевозочных документов при перевозке опасных грузов

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Оформление перевозочных документов при международной перевозке

2
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 11. Оформление перевозочных документов, нанесение знаков опасности на вагон при перевозке взрывчатых материалов

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Тема 7. Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов
Самостоятельная работа:

Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов: изучение теоретического материала. 

4
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
Консультации:
8
ОК 09.,ПК 3.1,ПК 3.3,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Перевозка грузов на особых условиях» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.