2025-2026_23_03_01_62-24-1234-6217_plx_Управление деятельностью судоходной компании_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление деятельностью судоходной компании»
23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление деятельностью судоходной компании»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление деятельностью судоходной компании»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Управление деятельностью судоходной компании» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лаврушина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- организационную структуру управления организацией;

- цели компании, распределение обязанностей в подразделении

Уметь:

Владеть:

ПК-1.1 Знает организационную структуру управления организацией; цели компании, распределение обязанностей в подразделении
 
 
 
 
 
Знать:

- требования к составлению и оформлению управленческой документации;

- принципы стандартизации унификации документов;

- современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации;

- методы и средства получения информации;

- основные способы хранения и обработки информации;

- терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет

Уметь:

Владеть:

ПК-1.2 Знает требования к составлению и оформлению управленческой документации; -принципы стандартизации унификации документов; -современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации; методы и средства получения информации; основные способы хранения и обработки информации; терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки

Владеть:

ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.3 Умеет анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- составлять и оформлять основные виды служебных писем;

- составлять организационно- распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы);

- писать деловые и коммерческие письма;  

- вести переписку с зарубежными партнерами;

- разрабатывать должностную инструкцию;

- общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности

Владеть:

ПК-1.4 Умеет составлять и оформлять основные виды служебных писем; составлять организационно-распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы); писать деловые и коммерческие письма; вести переписку с зарубежными партнерами; разрабатывать должностную инструкцию; общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки

ПК-1.5 Владеет навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- специальной терминологией и лексикой деловой переписки;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;  

- навыками служебной переписки;

- навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения

ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.6 Владеет специальной терминологией и лексикой деловой переписки; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии; навыками служебной переписки; навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7, 8 семестре.
Дисциплина «Управление деятельностью судоходной компании» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Экономика отрасли
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
36
42
В том числе: 
Лекционные занятия
36
24
12
Практические занятия
42
12
30
Самостоятельная работа
192
72
120
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
288
108
180
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Теоретические подходы к изучению процесса управления
 
Тема 1.1. Сущность функционального подхода к управлению. 
Лекционные занятия:

1. Понятие управления. Судоходная компания как система управления.

2. Понятие «функция управления», её признаки и состав. ОПК-2

3. «Триады управления» и «Пирамиды управления».

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Сравнительный анализ функционального и процессного подходов к управлению.

2. Сущность и принципы процессного подхода.

3. Международные стандарты МС ИСО серии 9000. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 1.2. Теоретические положения процессного подхода к управлению.
Самостоятельная работа:

Теоретические подходы к изучению процесса управления 

24
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 2. Сущность управления системой морского транспорта РФ
 
Тема 2.1. Транспортная система России. 
Лекционные занятия:

1. Общая характеристики транспортной системы РФ.

2. Принципы управления транспортной системой РФ.

3. Иерархическая вертикаль управления системой морского транспорта РФ. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ. 
Лекционные занятия:

1. Концепция «удобных флагов».

2. Флот России и проблемы его развития.

3. Российский морской реестр судов (РМРС)

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Проблемы регистрации под "удобными флагами" 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ. 
Самостоятельная работа:

Сущность управления системой морского транспорта РФ 

24
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 3. Организационные аспекты управления перевозками и работой флота
 
Лекционные занятия:

1. Коммерческий аспект перевозочного процесса.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Технологическая составляющая морской перевозки. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Цепь ответственности при организации эксплуатации флота. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 3.1. Морская перевозка и её аспекты.
Практические занятия:

Перевозки морского транспорта.

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Виды судоходства.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Линейное судоходство.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Работа флота последовательными рейсами.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

4. Трамповое судоходство.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 3.2. Формы организации перевозок и работы флота. 
Самостоятельная работа:

Организационные аспекты управления перевозками и работой флота

24
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
8 семестр
 
Раздел 4. Оперативное управление флотом судоходной компании
 
Лекционные занятия:

1. Типовая организационная структура судоходной компании.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Функции президента и правления судоходной компании. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании. 
Лекционные занятия:

3. Функции департамента технической эксплуатации флота.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании. 
Лекционные занятия:

4. Функции департамента коммерческой эксплуатации флота. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Содержание оперативного управления работой флота и его задачи.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Схема отфрахтования и оперирования флота. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.2. Оперативное управление работой флота. 
Практические занятия:

Валютно-финансовые показатели работы флота судоходной компании. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Планирование работы флота.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Планирование работы судна.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.3. Оперативное планирование работы флота.
Практические занятия:

Оперативное планирование рейса и анализ эффективности управления работой судна. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Сущность оперативного управления работой флота.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Организация взаимодействия при оперативном управлении флотом судоходной компании. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.4. Организация оперативного управления работой флота. 
Практические занятия:

Выбор оптимального варианта отфрахтования флота судоходной компании. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Понятие и сущность профессионального судового менеджмента.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Характеристика судовладельческих компаний, передающих свои суда в менеджмент. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Компании профессионального судового менеджмента. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.5. Профессиональный судовой менеджмент. 
Самостоятельная работа:

Оперативное управление флотом судоходной компании 

60
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 5. Пополнение флота судоходной компании 
 
Лекционные занятия:

1. Приобретение флота за счёт собственных средств компании. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.1. Источники финансирования приобретения флота. 
Лекционные занятия:

2. Пополнение флота за счёт привлечённых средств.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Вид груза и конструкция судна. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:

2. Соответствие типа судна характеру транспортных операций. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:

3. Соответствие типа судна маркетинговой политике судоходной компании.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Причины продажи и покупки судов компании. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.3. Сравнительная характеристика вариантов приобретения флота. 
Лекционные занятия:

2. Преимущества и недостатки приобретения новых судов и судов

«second-hand».

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов по пополнению флота судоходной компании.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Мониторинг инвестиционных проектов судоходной компании.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Оценка эффективности инвестиционного проекта судоходной компании по приобретению судов. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Определение критических значений работы судна при различных формах отфрахтования. 

8
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.4. Оценка эффективности и мониторинг инвестиционных проектов по приобретению флота.
Самостоятельная работа:

Пополнение флота судоходной компании 

60
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Винников В.В.  Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок):учебник для вузов водного транспорта. - Латстар, 2011. - 
 
2. В. И. Шатров Устройство и управление маломерным судном Шлюпка ЯЛ-6 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2004. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49245.html  
 
3. Ю. А. Ерохин Управление безопасностью плавания [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46343.html 
 
4. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46338.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Л.Р. Аксютин Общий курс морского транспорта:конспект лекций. - Латстар, 1998. - 
 
2. Бизнес-план транспортной компании:методические указания к выполнению курсовой работы. - ГМА, . - 
 
3. Н.Г.Венщик Повышение конкурентоспособности судоходных компаний:. - Транспорт, 2001. - 
 
4. В.А. Прокофьев, Т.А. Вепринская Управление работой морского флота :учебник. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2010. - 
 
5. Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79818.html 
 
6. Т. В. Воробьева Управление инвестиционным проектом [Электронный ресурс]:. - Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79731.html  
 
7. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом (лабораторные и практические работы, примеры, задачи) [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46337.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.