ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
26.03.01 – Б1.В.05 – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
26.03.01 – Б1.В.05 – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Технические средства судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.
- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;
- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.
Уметь:
Владеть:
ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
Знать:
Уметь:
- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.
- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.
Владеть:
ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
Знать:
- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.
- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;
- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.
Уметь:
Владеть:
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
Уметь:
- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.
- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.
Владеть:
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3, 4 курсе в 6, 7 семестре.
Дисциплина «Технические средства судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Метрология, стандартизация, сертификация
- Общая электротехника и электроника
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Навигационное оборудование водных путей
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Магнитные компасы
Лекционные занятия:
Магнитное поле и его элементы. Земной магнетизм и его элементы
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Магнитный компас КМ-145. Эксплуатация
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 1
Магнитный компас КМ-145. Состав комплекта и основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.1 Введение. Общие сведения о магнетизме
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 2
Магнитный компас КМ-115. Состав комплекта и основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Магнитное поле судна.
Девиация магнитного компаса.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Морской магнитный 127 мм компас УКП-М.
Эксплуатация
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 3
Магнитный компас УКП-М. Состав комплекта и основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.2 Магнитное поле судна
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 4
Выверка 127 мм магнитного компаса УКП-М
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.3 Уравнения Пуассона
Лекционные занятия:
Проекции напряжённости.
Параметры Пуассона
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Магнитный компас КМО-Т. Эксплуатация
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.3 Уравнения Пуассона
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 5
Магнитный компас КМО-Т. Состав комплекта и основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Силы земного магнетизма, Силы от мягкого и твёрдого судового железа
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Устройство котелка магнитного компаса УКП-М
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.4 Анализ уравнений Пуассона
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 6
Магнитные компасы иностранного производства: Plath: Jupiter, Neptun, Venus (Германия).
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Вывод основной формулы девиации. Судовые магнитные силы.
Построение сил в виде многоугольника
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Выверка магнитного компаса
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.5 Преобразование уравнений Пуассона.
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 7
Основные проверки магнитного компаса.
Самостоятельная работа
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Постоянная, полукруговая, четвертная девиации
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Приборы для уничтожения девиации
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 8
Уничтожение полукруговой девиации на 4-х главных компасных курсах способом Колонга
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.6 Характер и свойства девиации
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 9
Уничтожение креновой девиации с помощью инклинатора.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Необходимость вычисления таблицы остаточной девиации. Вычисление коэффициентов A,B,C,D,E
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Измерение магнитных сил с помощью дефлектора
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 10
Девиация от индукции и её уничтожение.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.7 Вычисление таблицы остаточной девиации компаса
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 11
Электромагнитная девиация, её уничтожение
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Лекционные занятия:
Магнитные компасы с картушкой и индукционные. Оптическая и электромеханическая системы дистанционной передачи
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Практические занятия:
Бесстрелочный индукционный магнитный компас
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.8 Системы дистанционной передачи информации
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 12
Магнитный индукционный компас ДС-83. Состав комплекта и основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Раздел 2. Судовые гирокомпасы
Тема 1.1 Теорема о кинетическом моменте. Теорема Резаля
Лекционные занятия:
Вектор кинетического момента. Вывод формулы скоростной девиации
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.1 Гироскоп. Подвесы. Свойства гироскопа
Практические занятия:
Практическая работа № 1
Общий принцип построения гирокомпаса. Суточное вращение Земли.
Техническая реализация гирокомпаса с непосредственным управлением
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.2 Техническая реализация ГК с непосредственным управлением
Практические занятия:
Практическая работа № 2 Устройство и принцип действия двухгироскопного Ч.Э.
Достоинства данного прибора, выводы.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.2 Скоростная девиация гирокомпаса
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 1
Свойства гироскопа Доказательство свойств гироскопа.
Гироскопический момент.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.2 Общий принцип построения морского гирокомпаса. Суточное вращение Земли и его составляющее
Лекционные занятия:
Влияние движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом на х-ки ГК (п.3.9). Влияние маневрирования судна на ГК. Апериодический переход. Апериодический ГК.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.3 Влияние движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом на ГК с непосредственным управлением
Лекционные занятия:
Практическая работа № 3
Влияние движения судна с постоянным курсом и постоянной скоростью на гирокомпас с непосредственным управлением (п.3.7).
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.3 ЧЭ двухгироскоп-ного гирокомпаса c непосредствен-
ным управлением
Практические занятия:
Практическая работа № 4
Условие апериодического перехода. Понятие об апериодическом гирокомпасе. Расчётная широта.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.3 Инерционная девиация 1 и 2 рода
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 3
Влияние движения судна с постоянным скоростью и постоянным курсом на характеристики гирокомпаса (п.3.9).
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.4 Влияние движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом на характеристики гирокомпаса
Лекционные занятия:
Физическая сущность снижения девиации.
Влияние качки на двухгироскопный компас с пониженным центром масс.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.4 Скоростная девиация гирокомпаса
Практические занятия:
Практическая работа № 5
Фиброоптические гирокомпасы. Принцип работы фиброгирометров.
Характеристики этих приборов.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.4 Влияние качки на двухгироскопный компас
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа № 5
Эксплуатация ГК Амур-3М. Состав гирокомпаса, назначение, основные технические характеристики.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
Тема 1.5 Инерционная девиация 1 и 2 рода
Тема 1.5 Апериодичес-кий переход
Тема 1.6 Магнитострикционные и пьезоэлектрические вибраторы
Тема 1.6 Общие сведения о фиброоптичес-ких гирокомпасах
Тема 1.7 Принцип работы фиброгиро-метров
Тема 1.8 Эхолоты. Принцип измерения глубин
Тема 1.9 Погрешности эхолотов: методические и инструменталь-ные
Тема 1.10 Классификация лагов
Тема 1.11 Гидроакусти-ческие доплеровские лаги
Тема 1.12 Спутниковые радиодоплеровские лаги
Раздел 3. Раздел 2: судовые эхолоты(13)
Тема 2.8
Эхолоты. принцип измерения глубин
Тема 2 6
Магнитострик-ционные и пьезоэлектри-ческие вибраторы
Тема 2..9
Погрешности эхолотов: методические и инструменталь-ные
Раздел 4. Раздел 3.
Судовые лаги (10)
Тема 3.10
Классификация лагов
Тема 3.11
Гидроакустические доплеровские лаги
Тема 3.12
Спутниковые радиодоплеровские лаги
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.