ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.03.01 – ФТД.01 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.03.01 – ФТД.01 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Основы современного этикета» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
кпсхн, Препод., Герасимова О.А.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы современного этикета»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
содержание, смысл основных этических категорий; историю становления и развития этикетных норм и правил поведения; законы общения, культуры поведения, нормы и правила этикетного взаимодействия в повседневной жизни и в особых ситуациях; этические нормы и принципы взаимоотношений в деловой среде
Уметь:
Владеть:
УК-3.1 Знает основные приемы и нормы социального взаимодействия
Знать:
содержание, смысл основных этических категорий; историю становления и развития этикетных норм и правил поведения; законы общения, культуры поведения, нормы и правила этикетного взаимодействия в повседневной жизни и в особых ситуациях; этические нормы и принципы взаимоотношений в деловой среде
Уметь:
Владеть:
УК-3.2 Знает основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии.
Знать:
Уметь:
использовать основные этические категории и понятия; применять этикетные нормы и правила в общении; анализировать деловое общение и строить собственное общение по познанным законам; грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, составлять резюме
Владеть:
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе
Знать:
Уметь:
использовать основные этические категории и понятия; применять этикетные нормы и правила в общении; анализировать деловое общение и строить собственное общение по познанным законам; грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, составлять резюме
Владеть:
УК-3.4 Умеет применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды.
Знать:
Уметь:
Владеть:
навыками делового общения и правилами делового этикета, навыками предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.5 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде.
Знать:
Уметь:
обосновать свою этическую программу и нравственные требования; проявлять толерантность к человеческой личности и другим культурам;
Владеть:
методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом и этическом контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических и этикетных норм поведения
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Владеет навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы современного этикета» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Общение как социокультурный феномен
Тема 1 Общение как нравственная ценность
Лекционные занятия:Сущность и предназначение общения. Проблема культуры общения: культура и антикультура общения. Дефекты и барьеры, препятствующие общению.
Этикет как элемент культуры общения
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Практические занятия:Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Этика как явление духовной культуры личности. Этикет как морально-нравственное поведение человека.
Нормы этикета и его особенности. Функции и виды этикета.
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Тема 2. Этика и этикет как явления культуры
Самостоятельная работа:Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Раздел 2. Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях
Практические занятия:Знакомство, обращение, представление, рукопожатие. Культура поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на отдыхе, в театре, в кино, на выставке, в музее). Культура общения в семье.
Гостевой этикет (мы в гостях, гости у нас, уход из гостей, внезапные гости).
Подарки и цветы.
Застольный этикет. Культура поведения в кафе, ресторане. Этика и культура конфликтных взаимодействий
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Тема 3. Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях
Самостоятельная работа:Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Практические занятия:Понятие и сущность культуры делового общения. Этика делового общения «по вертикали». Принципы и нормы отношений «по вертикали». Этика делового общения «по горизонтали».
Принципы и нормы отношений «по горизонтали».
Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект, дружба между сотрудниками.
Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников. Культура поведения при трудоустройстве: поиск работы, резюме, собеседование.
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Тема 4. Особенности служебного этикета в деловом общении
Самостоятельная работа:Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация
Практические занятия:Понятие имиджа, составляющие компоненты имиджа, формирование имиджа. Деловой дресс-код.
Визитная карточка.3. Этикет на официальных мероприятиях: виды официальных приемов и поведение на них (официальные и неофициальные, дневные и вечерние (завтрак, ланч, бранч, обед, ужин, коктейль, бокал вина, «Жур фикс», коктейль, «А-ля фуршет», чай, обед-буфет ("шведский стол"), дома, пикник, фондю, шашлык (барбекю) и др.)
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Тема 5. Имидж делового человека. Этикет деловых приемов
Самостоятельная работа:Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация
Практические занятия:Речевой этикет, речевые этикетные формулы.
Основные принципы успешного речевого взаимодействия.
Беседа как вид делового взаимодействия.
Деловое совещание.
Деловые переговоры: подготовка к переговорам, начало переговоров, техника ведения деловых перегоров, их национальные особенности.
Полемические виды деловой коммуникации: культура поведения.
Слушание как эффективное условие общения.
Критика и комплименты в деловом общении.
Культура делового общения по телефону.
Этикет эпистолярного жанра в деловой и личной переписке: нормы и правила деловой переписки, деловые письма.
Цифровой этикет в неформальном и деловом общении.
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
Тема 6. Деловой речевой этикет
Самостоятельная работа:Подготовка к практическим занятияи: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,УК-3.4,УК-3.5,УК-5.4
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы современного этикета» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.