ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Технические средства судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных, гироскопических и спутниковых компасов;
- знает методы определения поправок компасов и определения погрешностей навигационных приборов;
Уметь:
- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения;
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи
- системы управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры и переход с ручного на автоматическое управление и обратно, с целью принятия решений и выполнения команд для избежания столкновения и управления безопасным плаванием судна;
Уметь:
- переходить с ручного управления курсом судна на автоматическое и обратно, настраивать органы управления автоматических систем для работы в оптимальном режиме;
- практически использовать РЛС, АИС, САРП, САС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
Владеть:
- решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- фундаментальные основы радиолокатора (РЛС), идентификационных систем (АИС), средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), интегрированных навигационных систем, иные электронные и технические средства судовождения, их тенденции развития и сферы применения, характерные ограничения;
- причины возникновения ошибок и точностные характеристики различных технических средств судовождения (навигационных приборов и инструментов)
Уметь:
- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;
- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;
- определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и навигационного оборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией технических средств судовождения;
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов.
- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных, гироскопических и спутниковых компасов;
Уметь:
- пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания различных видов и модификаций спутниковых, магнитных и гирокомпасов, радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- знает методы определения поправок гиро и магнитных компасов и способы определения ошибок и погрешностей навигационных приборов;
Уметь:
- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения, устранять различные виды девиаций гиро и магнитных компасов;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания различных видов и модификаций спутниковых, магнитных и гирокомпасов, радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- виды, комплектацию, принцип работ, правила эксплуатации различных гиро и магнитных компасов отечественного и иностранного производства
Уметь:
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов
- методы и способы компенсации и уничтожения девиации гирокомпасов, магнитных компасов
Уметь:
- определять, рассчитывать и составлять таблицу остаточной девиации судовых компасов
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов
- Способы и методы определения места судна астрономическими методами
Уметь:
- Использовать технические средства для определения места судна астрономическими способами
Владеть:
- способами определения поправок компасов и определения места судна с помощью астрономических методов
- Способы и методы определения места судна астрономическими методами
Уметь:
- Использовать технические средства для определения места судна астрономическими способами
Владеть:
- способами определения поправок компасов и определения места судна с помощью астрономических методов
часов
Введение. Общие сведения о магнитном поле.
Магнитное поле Земли.
Принцип действия магнитных компасов. Вектор напряжённости магнитного поля Земли. Понятия о магнитном наклонение и магнитном склонении
Твёрдое и мягкое судовое железо. Составление уравнения Пуассона.
Понятие о коэффициентах Пуассона. Определение плоскости компасного меридиана, компасного меридиана и девиации.
Преобразование уравнений Пуассона. Вывод 6 новых магнитных сил, характеризующих магнитное поле судна на ровном киле.
Девиация магнитного компаса.
Действие магнитных сил на стрелку компаса
Направляющая сила магнитной стрелки. Построение многоугольника сил. Основная формула девиации.
Постоянная, полукруговая, четвертная девиации
Изменение сил уравнений Пуассона при крене судна. Креновая девиация
Изменение сил уравнений Пуассона при крене.
Коэффициент креновой девиации.
Постоянная, полукруговая, четвертная девиации
Магнитные компасы с картушкой и индукционные.
Оптическая и электромеханическая системы дистанционной передачи.
Дистанционный МК с датчиком углового перемещения.
Магнитный компас КМ-115
Индукционные МК и особенности учёта в них девиации. Индукционный датчик. Феррозонды.
Погрешность индукционного компаса.
Морской магнитный 127 мм компас УКП-М. Устройство котелка
Дефлектор Колонга. Измерение магнитных сил с помощью дефлектора
Судовой инклинатор. Определение наклонения магнитного поля судна .
Необходимость уничтожения девиации. Принцип уничтожения девиации
Способы определения девиации. Вычисление таблицы девиации
Способы приведения судна на заданный магнитный курс
Практические способы определения и уничтожения девиации. Составление рабочей таблицы девиации.
Уничтожение полукруговой девиации на 4 магнитных курсах
Уничтожение полукруговой девиации на 4 компасных курсах
Широтный компенсатор
Компенсация широтной девиации
Общие принципы уничтожения девиации
Принципы уничтожения четвертной девиации
Девиация от индукции
Безиндукцион-ные компенсаторы четвертной девиации
Безстрелоч-ный индукционный магнитный компас. Принцип действия феррозонда
Практическое уничтожение четвертной девиации с применением безиндукционных пластин
Исправление таблицы девиации во время плавания
Сроки действия таблицы остаточной девиации
Международные и национальные требования к магнитным компасам
Рекомендации вахтенной службе
Требования ИМО к магнитным компасам (Резолюция ИМО А.382(10)
Основные свойства и параметры звукового поля
Скорость звука. Длина волны. Волновое уравнение
Принцип действия эхолота и основные устройства, входящие в его состав. Гидроакустические антенны
Лаги - классификация.
Абсолютные и относительные лаги. Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги
Навигационный эхолот М-3Б. Органы управления. Состав комплекта
Принцип действия доплеровских лагов и особенности их работы.
Спутниковые радиодоплеровские лаги, принцип работы
Классификация Гидроакустические лаги
Корреляционные гидроакустические лаги.
Двухрежимные лаги.
Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги
Эхолот НЭЛ-20К.
Органы управления. Состав комплекта
Основы прикладной теории гироскопа. Подвесы, применяемые в гироскопах.
Суточное вращение Земли и его составляющие
Индукционные лаги. Принцип действия
Общий принцип построения гирокомпаса. Техническая реализация гирокомпаса с непосредственным управлением.
Инерционная прецессия ГК.
Условие апериодического перехода. Условие апериодического перехода.
Понятие об апериодическом гирокомпасе
Корреляцион-ные лаги. Двухрежимные, одно и двухкомпонентные лаги
Доплеровский гидроакустический лаг ДГЛ-1
Спутниковые радиодоплеров-ские лаги. Радиодоплеровский лаг РДЛ-3
Гироскоп. Суточное вращение Земли. Свойства гироскопа
Превращение гироскопа в гирокомпас
Скоростная девиация Гирокомпаса
Влияние маневрирования судна на гирокомпас
Инерционная девиация 1 и 2 рода
Принцип действия РЛС.
Импульсный метод радиолокации. Структурная схема РЛС. Временные диаграммы.
Технико-эксплуатационные характеристики РЛС. Параметры приёмопередатчика.
Варианты комплектации РЛС.
Особенности радиолокационной аппаратуры, индикаторное, антенно-волноводное устройства. САРП, PC-radar.
Функциональная схема РЛС.
Приемо-передающее устройство.
Передатчик РЛС, магнетрон Приёмник, клистрон
Функциональная схема РЛС.
Индикаторное устройство.
Назначение индикаторного устройства. Принцип работы ЭЛТ, НКД, ПКД, ЭВН, ШД, ОК.
Формирование круговой развёртки. Особенности применения 3 и 10 см диапазонов радиоволн.
Функциональная схема РЛС.
Антенно-волноводное устройство
САРП - средства автоматической радиолокационной прокладки.
Принципы радиолокационной прокладки. Задачи, решаемые САРП.
Обобщённая функциональная схема. Назначение сопрягающих устройств.
Методы представления информации в САРП.
Первичная и вторичная информация. Требования ИМО к эксплуатационно-техническим характеристикам САРП.
Радиотехнические и навигационные параметры РНС.
Навигационные функции РНС.
Способы определения места судна.
Классификация РНС по радиотехническим и навигационным параметрам.
Состав СНС. Принцип работы. Типы орбит.
Методы определения места судна с помощью ИСЗ.
Глобальная спутниковая система «GPS». Назначение, общая характеристика и состав системы.
Спутниковая навигационная система «ГЛОНАСС».
Назначение, общая характеристика и состав системы. СНСGALILEO
Общие сведения, Бортовая аппаратура АИС. Состав аппаратуры. Функции бортового оборудования
Виды ориентации (по курсу и по меридиану). Виды индикации радиолокационного изображения (ИОД и ИИД)
Навигационные характеристики РЛС. Определение максимальной и минимальной дальности действия РЛС.
Навигационные характеристики РЛС.
Определение разрешающих способностей РЛС по направлению и расстоянию.
Определение мёртвой зоны и теневых секторов
Влияние отражающих свойств объектов.
Влияние условий распространения радиоволн.
Влияние помех (реальных) на радиолокационное изображение.
Влияние помех (ложных) на радиолокационное изображение.
Изучение органов оперативного управления. Регулировка и настройка РЛС: ВАРУ, МПВ, АПЧ-РПЧ.
Техническая эксплуатация и навигационное использование РЛС. Техника безопасности при обслуживании РЛС.
Техническое обслуживание РЛС. Влияние технических параметров и органов управления на работу станции.
Навигационное использование РЛС. Измерение координат.
Использование планшета.
Изучение методов представления информации в САРП. Использование органов оперативного управления работой и настройкой РЛС отечественного и иностранного производств. Названия и назначение органов управления РЛС модели «Furuno».
Радиолокационный ответчик
SART. Радиолокационный ответчик РЛО. Назначение, устройство, принцип работы
АИС. Изучение информации, предоставляемой аппаратурой АИС.
АИС. Режимы работы: режим ближней связи, режим дальней связи. Короткие сообщения о безопасности.
Спутниковая система поиска и спасания на море.
Назначение, состав спутниковой системы «КОСПАС - SARSAT»
Основы теории авторулевых устройств. Функциональная схема авторулевого.
Внешняя обратная связь. Сигнал производной.
Датчики, НИС, СПС, СОМ, СПП, СУД, ИСР, РДР, ЦСМ.
Требования к объединённому оборудованию. Требования к интеграции, взаимодействию и к обмену данными
Человеческий фактор.
Требования к контролю работы, к электропитанию
Судовые технические средства (ТС).
Интегрированная система судна (ИСС). Локальная информационная сеть.
Назначение и структура станции. Состав станции.
Регулировки для общего коэффициента усиления, для настройки авторулевого при плохой погоде, для задания автоматически выполняемых поворотов.
NavyConning. Форма отображения данных для швартовки и для перехода.
Комплект приборов и основные технические данные.
Органы управления и эксплуатация авторулевого.
Технико-эксплуатационные данные и устройство авторулевого.
Общие сведения. Состав комплекта. Органы управления.
Техническое обслуживание авторулевых.
Методы обнаружения и устранения неисправностей в судовых условиях.
Панель управления курсом и траекторией
Панель главных двигателей и подруливающих устройств
Электронные маневренные системы. Системы дистанционного автоматического управления позиционированием (ДАУП)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.