ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Физическая культура и спорт»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура и спорт»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основы общефизической подготовки;
- основы здорового образа жизни, опасности алкоголя, наркотиков, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа);
- особенности использования средств физической культуры для профессиональной деятельности в обычных и в экстремальных условиях;
Уметь:
- использовать средства физической культуры;
Владеть:
- навыками общей физической культуры;
- навыками использования методик и комплексов физических упражнений для избежания гиподинамии в судовых условиях;
- основные методики самоконтроля и системы физических упражнений, необходимых и применимых при длительном пребывании на ограниченном пространстве и угрозе гиподинамии;
- традиционные морские виды спорта;
Уметь:
− поддерживать физические свойства организма при длительном пребывании на ограниченном пространстве, в условиях качки;
− подниматься и спускаться по штормтрапу, выносить пострадавших по горизонтальным поверхностям, наклонным и вертикальным трапам;
− организовывать спортивные соревнования на судне;
Владеть:
- навыками закаливания организма;
- навыками самоконтроля за состоянием своего организма.
часов
Физическая культура и спорт - составляющие общей культуры общества. Ценности физической культуры. Социальные функции физической культуры и спорта. Основные положения организации физического воспитания в вузе.
Формы физического воспитания студентов. Задачи и организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Основные понятия системы физического воспитания. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуа- циям. Программное построение курса физического воспитания.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
Внешняя среда - природные и социально-экологические факторы (их влияние на организм и жизнедеятельность). Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям.
3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Факторы риска и здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами. Индивидуально-психологические особенности личности. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена. Культура сексуального поведения.
Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле. Исследование функционального состояния организма и физической работоспособности. Исследование функции дыхания. Исследование нервной системы. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
Краткая историческая справка.
Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях. Понятие ППФП, ее место в системе физического воспитания студентов. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП.
Методика подбора средств ППФП и видов спорта. Организация, формы и средства ППФП в вузе.
Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеурочное время. Система контроля ППФП студентов.
Производственная физическая культура (ПФК). Понятие «производственная физическая культура»; её цели и задачи. Методические основы ПФК. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географоклиматических факторов на содержание производственной физической культуры. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив.
Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин. Гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей, питьевой режим, питание. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Спортивная классификация. Национальные виды спорта. Студенческий спорт.
Специальные зачётные требования и нормативы. Спорт в свободное время. Спортивные соревнования.
Нетрадиционные виды спорта. Мотивы индивидуального выбора студентом конкретного вида спорта.
Характеристика основных групп видов спорта, развивающих определенные физические качества.
Совершенствование техники бега на различных дистанциях: коротких, средних, длинных. Подготовка обучающихся к сдаче норм ГТО.
Упражнения на развития силовых способностей. Подготовка к сдаче норм ГТО и контрольных нормативов в подтягивании на перекладине, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа от пола, в сгибании-разгибании рук в упоре на брусьях, подъем туловища из положения лежа на спине, рывка гири, толчка двух гирь.
Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (футбол, баскетбол, волейбол и др.)
Совершенствование техники различных способов плавания. Прием контрольного норматива, выявление не умеющих плавать. Обучение курсантов плаванию, подготовка к сдаче норм ГТО.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.