2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Физика_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.05.05 – Б1.О.09 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.09 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Сафонцева Н.Ю.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- фундаментальные разделы физики, законы Ньютона и законы сохранения, элементы общей теории относительности, движение тела по заданной траектории (понятие скорости, линейного и углового ускорения, количества движения);

- элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, процессы переноса в газах, уравнения состояния реального газа;  

- законы электростатики, понятие постоянного и переменного тока и электрической цепи, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, уравнения Максвелла;  

- волновые процессы, геометрическую и волновую оптику;

- физику контактных явлений, строение ядра, гравитационное поле Земли

Уметь:

Владеть:

ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- решать типовые задачи по основным разделам курса физики на основе методов математического анализа;

- профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

Владеть:

ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- способами физического мышления;

- фундаментальными знаниями, позволяющими самостоятельно разобраться в специальных вопросах, используя новейшие достижения в области физики и смежных наук.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы теоретического и экспериментального исследования в физике;

- основные методики выполнения экспериментов, исследований физических явлений и проведения измерений физических величин;

- методы получения, хранения и обработки информации, необходимой в профессиональной деятельности.

Уметь:

Владеть:

ОПК-3.1 Знает способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;

- самостоятельно приобретать новые знания по физике, используя современные информационные ресурсы и технологии;

- пользоваться методами проведения физических исследований и экспериментов;

- анализировать и систематизировать полученные знания.

Владеть:

ОПК-3.2 Умеет обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей;

- основными приемами обработки экспериментальных данных;

- методами планирования и организации эксперимента.

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.3 Владеет навыками работы с измерительными приборами и инструментами
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3, 4 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Теория и устройство судна
 
- Химия
 
- Механика
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Радиотехника
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 432 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
180
72
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
72
36
18
18
Лабораторные занятия
54
18
18
18
Практические занятия
54
18
18
18
Самостоятельная работа
180
45
72
63
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
432
144
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Физические основы механики
 
Лекционные занятия:

Кинематическое описание поступательного движения. Линейные параметры. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение точки. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Кинематическое описание поступательного движения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение поступательного движения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Кинематическое описание вращательного движения Движение точки по окружности. Угловая скорость и угловое ускорение. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Кинематическое описание вращательного движения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение вращательного движения.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.1 Кинематика
Лекционные занятия:

Криволинейное движение. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Связь между линейными и угловыми параметрами. Нормальное и касательное ускорения. Полное ускорение при криволинейном движении. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.1 Кинематика
Самостоятельная работа:

Криволинейное движение. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Связь между линейными и угловыми параметрами. Нормальное и касательное ускорения. Полное ускорение при криволинейном движении. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Динамика. Динамическое описание поступательного движения. Масса.

Импульс. Законы Ньютона. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Сила инерции. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Определение ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Динамическое описание поступательного движения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Динамическое описание вращательного движения. Моменты силы, импульса, инерции. Определение момента инерции тела вращения. Теорема Штейнера. Основное уравнение динамики вращательного движения.

Уравнение моментов. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Динамическое описание вращательного движения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Определение собственного момента инерции тел методом физического маятника. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.2 Динамика
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на динамику 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса и однородность пространства. Абсолютно неупругое соударение. Закон сохранения момента импульса. Гироскопы.

Прецессия гироскопа. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение закона сохранения импульса на примере столкновения тел. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение закона сохранения момента импульса и гироскопического эффекта. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Кинетическая и потенциальная энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Полная  механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике для консервативных сил. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Работа и мощность. Закон сохранения энергии в механике для неконсервативных сил. Общефизический закон сохранения энергии и однородность течения времени. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на законы сохранения

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.3 Законы сохранения 
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на законы сохранения энергии 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.4 Специальная теория относительности. 
Лекционные занятия:

Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Относительность времени. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Инвариантные величины. Интервал.

Релятивистский закон преобразования скорости. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Релятивистский импульс. Энергия в СТО. Взаимосвязь массы и энергии. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на релятивистскую механику. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.4 Специальная теория относительности. 
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на релятивистскую механику. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Общие свойства жидкостей и газов.

Уравнение равновесия и движение жидкости. Идеальная и вязкая жидкость. Гидростатика несжимаемой жидкости. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Стационарное движение идеальной жидкости. Уравнение Бернулли.

Гидродинамика вязкой жидкости.

Коэффициент вязкости. Течение по трубе. Формула Стокса. Турбулентность. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на элементы механики сплошных сред 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Определение коэффициента вязкости воздуха капиллярным методом. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.5 Элементы механики сплошных сред
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на механику. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 2. Статистическая физика и термодинамика
 
Лекционные занятия:

Микро- и макросостояния. Статистический вес. Температура и поступательные степени свободы. Скорость молекул газа.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Вращательные и колебательные степени свободы. Давление идеального газа. Уравнение состояния  идеального газа. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Уравнение Ван-дер-Ваальса. Фазы и фазовые переходы. Условия равновесия фаз. Фазовые диаграммы. Критическая точка. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на изопроцессы.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Определение коэффициента теплопроводности методом нагретой нити. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.1 Статистическая физика 
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на статику. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.2 Термодинамика
Лекционные занятия:

Энтропия и ее изменение в изопроцессах. Обратимые и необратимые процессы. Второй закон термодинамики 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Анализ термодинамических процессов и циклов. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Определение отношения теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и объеме. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.2 Термодинамика
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на термодинамику.

9
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
3 семестр
 
Раздел 3. Электродинамика
 
Лекционные занятия:

Электрический заряд и закон его сохранения. Электрическое поле и его характеристики. Принцип суперпозиции. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Теорема Гаусса и ее применение к расчету электрических полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Электроемкость уединенных тел и конденсаторов. Энергия электрического поля. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на электростатику.

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Исследование электростатических полей. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3.1 Электростатика
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на электростатику. 

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Электрический ток в сплошной среде. Сила и плотность тока. Закон Ома в дифференциальной форме.

Сопротивление. ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила Кирхгофа. Электрический ток в газах, жидкостях, вакууме. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Расчет электрических цепей постоянного тока. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на расчет электрических цепей постоянного тока. 

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3.2 Постоянный электрический ток
Лабораторные занятия:

Изучение закона Ома для участка и полной цепи. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Релятивистская природа магнитного поля. Опыты Эрстеда. Индукция магнитного поля. Магнитное поле проводников с током различных конфигураций. Закон Био-Савара-Лапласа. Теорема Стокса. Индуктивность. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Воздействие магнитного поля. Сила Лоренца. Эффект Холла. Сила Ампера. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3.3 Магнитное поле
Практические занятия:

Определение магнитного поля в данной точке. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Движение электрических зарядов в магнитном поле. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение взаимодействия параллельных токов. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение магнитного поля соленоида с помощью датчика Холла. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3.3 Магнитное поле
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на  расчет магнитных полей. 

16
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции по Фарадею и Максвеллу. Правило Ленца. Явление самоиндукции и взаимной индукции. Трансформатор. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Энергия магнитного поля. Закон полного тока. Уравнения Максвелла. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на закон электромагнитной индукции. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение явления электромагнитной индукции. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3.4 Электромагнитная индукция
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на расчет электромагнитной индукции. 

16
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 4. Физика колебаний и волн
 
Лекционные занятия:

Характеристики гармонических колебаний. Комплексная форма представления колебаний. Электромагнитные колебания. Свободные незатухающие колебания. Свободные затухающие колебания. Коэффициент затухания. Логарифмический декремент затухания. Добротность. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на механические колебания. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на электромагнитные колебания. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Вынужденные колебания, их амплитуда и фаза. Процесс установления колебаний. Резонанс. Переменный электрический ток. Конденсатор и соленоид в цепи переменного тока. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 4.1 Гармонические колебания
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на гармонические колебания. 

16
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
4 семестр
 
Раздел 5. Физика колебаний и волн
 
Лекционные занятия:

Гармонический волновой процесс и его представление. Длина волны.

Волновое уравнение. Плотность потока энергии. Фронт волны. Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Явление полного внутреннего отражения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на геометрическую оптику. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Интерференция волн. Когерентность.

Стоячие волны. Дифракция. Дифракция Френеля и Фраунгофера.

Условие возникновения максимумов при дифракции на щели и дифракционной решетке. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение явления интерференции света. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение явления дифракции света.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Поляризация. Законы Малюса и Брюстера. Оптическая анизотропия.

Дисперсия. Звуковые волны. Эффект Доплера. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на волновые процессы. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение явления дисперсии света.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Изучение явления поляризации света. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 4.2 Волновые процессы
Самостоятельная работа:

Изучение явления поляризации света. 

15
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 6. Современная физика
 
Лекционные занятия:

Дифракция микрочастиц. Гипотеза де Бройля. Волновая функция. Квантовые соотношения для энергии и импульса. Фазовая скорость. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на квантовые соотношения для энергии и импульса. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Фотоэффект и эффект Комптона.

Уравнение Шредингера. Квантовый гармонический осциллятор. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на квантовые эффекты. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Исследование явления внешнего фотоэффекта. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 5.1 Элементы квантовой механики
Самостоятельная работа:

Изучение явления внешнего фотоэффекта. 

15
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Строение атома Резерфорда-Бора.

Квантовые генераторы. Квантовые числа электрона в атоме. Опыты Штерна-Герлаха. Спин электрона. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Принцип Паули. Периодическая система элементов. Рентгеновские спектры. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на спектральный анализ. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 5.2 Строение атома
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на спектральный анализ. 

15
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Строение атомных ядер. Изотопы.

Стабильные и нестабильные ядра.

Радиоактивность. Типы распадов.

Закон радиоактивного распада. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на радиоактивность.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Ядерные реакции. Энергия связи.

Энергетический выход ядерных реакций. Цепная реакция. Термоядерная реакция. Элементарные частицы.

Кварки. Сильное и слабое взаимодействия. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Решение задач на ядерные реакции.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 5.3 Основы ядерной физики и физики элементарных частиц
Самостоятельная работа:

Закрепление теоретического материала, решение задач на ядерные реакции. 

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотеч- ная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.