2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Химия_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
26.05.05 – Б1.О.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Химия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Фисенко О.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Химия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие;

- о фундаментальном единстве естественных наук, основные законы химии, связанные с профессиональной деятельностью

Уметь:

Владеть:

ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- пользоваться научной и справочной литературой;  

- грамотно обобщить, проанализировать и изложить в адекватной к восприятию форме специальную информацию о химических процессах, используя математические методы и информационные технологии

Владеть:

ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методиками использования различных приборов и оборудования;

- методами физико-химических исследований, способностью анализировать, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы, приборы и технологию экспериментирования при решении химических задач с использованием пакетов программ для записи и хранения результатов наблюдений

Уметь:

Владеть:

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.1 Знает способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выбирать оптимальные методы исследования и диагностики требуемых свойств, анализировать экспериментальные результаты, сопоставлять их с известными аналогами, обрабатывать результаты эксперимента, используя стандартное оборудование, приборы и материалы

Владеть:

ОПК-3.2 Умеет обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками проведения типовых экспериментов по исследованию материалов и процессов на стандартном оборудовании в лаборатории и на производстве.

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.3 Владеет навыками работы с измерительными приборами и инструментами
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Химия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
- Экология
 
- Метрология, стандартизация и сертификация на водном транспорте
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Лабораторные занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Реакционная способность веществ. Химическая кинетика 
 
Лекционные занятия:

Предмет химии. Классификация веществ. Квантово-механическая модель атома – квантовые числа, принципы Паули, Хунда, Клечковского.  Электронные формулы атомов.  Взаимосвязь химических свойств элементов с их электронным строением.

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева.   Энергия ионизации, сродство к электрону и электроотрицательность элементов; изменение их по периодам и группам. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.1. Классификация веществ. Строение атома и периодическая система элементов 
Лабораторные занятия:

Основные свойства классов неорганических соединений 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.2. Реакционная способность атомов. Химическая связь. 
Лекционные занятия:

Реакционная способность атомов.

Основные типы и характеристики химической связи. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей. Строение и свойства простейших молекул.

Основные типы межмолекулярного взаимодействия: водородные и ван-дер-ваальсовы связи.

Комплементарность теорий химической связи. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Химическая кинетика. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций и факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действия масс. Константа скорости. Энергия активации. Химическое и фазовое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Принцип Ле-Шателье. Катализаторы, гомогенный и гетерогенный катализ. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.3. Скорость реакции. Химическое и фазовое равновесие. Катализ. 
Лабораторные занятия:

Химическая кинетика и равновесие. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Теории кислот и оснований.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Степень окисления элементов и правила ее определения. Окислительно-восстановительные свойства веществ. Методы составления уравнений ОВР. Влияние среды на протекание ОВР. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Окислительно-восстановительные реакции 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1.4. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ 
Самостоятельная работа:

Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к лабораторным работам и контролю. 

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 2. Химические системы 
 
Лекционные занятия:

Классификация дисперсных систем. Общие свойства растворов, способы выражения концентрации растворов. Растворы неэлектролитов и электролитов.

Законы Рауля, осмос. Теория электролитической диссоциации.

Степень и константа электролитической диссоциации. Условия протекания реакций в растворах электролитов, молекулярные и ионные уравнения.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Приготовление растворов заданной концентрации. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Ионные реакции в растворах электролитов. Водородный показатель. Гидролиз солей. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.

Водородный показатель. Гидролиз солей. Химический состав морской воды. Основы водоподготовки.

Понятие о коллоидных растворах. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.1. Дисперсные системы. Растворы. Основы водоподготовки.
Лабораторные занятия:

Определение жесткости воды

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Образование двойного электрического слоя на границе металл-раствор. Электродные потенциалы металлов.

Гальванические элементы, электродвижущая сила и ее измерение. Стандартный водородный электрод, определение стандартных электродных потенциалов, ряд напряжений металлов. Уравнение Нернста.

Концентрационные гальванические элементы. Батарейки.

Аккумуляторы. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.2. Электрохимические процессы и системы. Химические источники тока 
Лабораторные занятия:

Общие и электрохимические свойства металлов 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Электролиз. Последовательность электродных процессов.

Электролиз с растворимыми и нерастворимыми анодами. Законы Фарадея для электролиза. Выход металла по току. Классификация коррозионных процессов.

Химическая и электрохимическая коррозия. Методы защиты от коррозии металлов и сплавов 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лабораторные занятия:

Электролиз

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.3. Электролиз. Коррозия металлов и сплавов 
Лабораторные занятия:

Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Полимеры и олигомеры. Классификация и методы получения.

Структура, химические и физико-химические свойства полимерных материалов, применяемых в судостроении. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2.4. Полимеры и олигомеры 
Самостоятельная работа:

Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к лабораторным работам и контролю. 

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Химия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.