2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Экология_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»
26.05.05 – Б1.О.11 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экология»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.11 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экология»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Фисенко О.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экология»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- какие разделы экологии нужны для работы в области судоходства, т.е. знать основные экологические риски, связанные с эксплуатацией судов и способы их предотвращения и устранения

Уметь:

Владеть:

ОПК-1.1 Знает основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- находить, перерабатывать и использовать необходимую информацию по охране окружающей среды

Владеть:

ОПК-1.2 Умеет учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками в разработке мероприятий по повышению безопасности и экологичности, процедурами по борьбе с загрязнением и связанным с этим оборудованием

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и правовых ограничений
ОПК-1.3 Владеет навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
 
Знать:

- свойства химических грузов и химических веществ, используемых при эксплуатации судов,  характер взаимодействия их с окружающей средой, природу физико-химических явлений и процессов, протекающих на их поверхности

Уметь:

Владеть:

ПК-11 Способен обеспечить выполнение требований по предотвращению загрязнения
ПК-11.1 Знает меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
Знать:

- какие разделы экологии нужны для работы в области судоходства, т.е. знать основные экологические риски, связанные с эксплуатацией судов и способы их предотвращения и устранения

Уметь:

- прогнозировать заблаговременные меры по защите морской окружающей среды; находить оптимальные решения, обеспечивающие экологическую безопасность  при эксплуатации различных судов и судового оборудования;

- пользоваться Приложениями к МАРПОЛ 73/78.

Владеть:

ПК-11.2 Знает меры по борьбе с загрязнением и все связанное с этим оборудование
 
 
 
 
 
Знать:

- какие разделы экологии нужны для работы в области судоходства, т.е. знать основные экологические риски, связанные с эксплуатацией судов и способы их предотвращения и устранения

Уметь:

Владеть:

- процедурами по борьбе с загрязнением и связанным с этим оборудованием;  

- приемами и технологиями, изложенными  в конвенциях ИМО, относящиеся к безопасности человеческой жизни на море, охране морской окружающей среды, обеспечению безаварийной эксплуатации судна.

ПК-11 Способен обеспечить выполнение требований по предотвращению загрязнения
ПК-11.3 Знает важность предупредительных мер по защите морской среды
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Экология» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Биосфера и человек 
 
Тема 1.1 Предмет и задачи экологии. Учение о биосфере. 
Лекционные занятия:

Предмет, задачи, разделы экологии. Биосфера - возникновение, развитие, функции, энергетика. Учение В.И. Вернадского. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Лекционные занятия:

Экосистемы – определение, классификация. Структуры, характеристики и закономерности функционирования экосистем, их изменчивость и стабильность. Экология популяций. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 1.2 Экосистемы: закономерност и существования и развития 
Практические занятия:

Экосистемы-элементы биосферы. Особенности экосистемы «мировой океан». 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 1.3 Взаимоотношения организма и среды 
Лекционные занятия:

Среды обитания и экологические факторы.

Адаптация, закон толерантности.

Лимитирующие факторы, коэволюция видов. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практические занятия:

Биосфера и человек: Что изучает экология. История развития экологии как науки.

Экологические факторы.

Понятие экосистемы. Виды экосистем.

Изменения экосистем – сукцессия.

Принципы функционирования природных экосистем.

Окружающая среда и научно-технический прогресс.

Структура, основные функции и свойства биосферы. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

Роль человека в биосфере.

Пищевые отношения, непищевые отношения. Законы взаимоотношения организмов и среды. Учение о популяциях. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 1.3 Взаимоотношения организма и среды 
Самостоятельная работа:

Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю 

12
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Раздел 2. Глобальные экологические проблемы 
 
Лекционные занятия:

Химическое, физическое и биологическое загрязнение окружающей среды.

Экстремальные воздействия на биосферу. Экологические кризисы и катастрофы. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практические занятия:

Морское судно как источник загрязнения окружающей среды. Характерные виды загрязнений моря с судов.

Образование судовых отходов и загрязнений (сточные воды, бытовой и производственный мусор). Нефть и нефтесодержащие сбросы. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 2.1 Естественное и антропогенное загрязнения окружающей среды 
Практические занятия:

Экологические кризисы, катастрофы и мера их опасности. Особенности современного экологического кризиса. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Лекционные занятия:

Проблемы роста народонаселения, урбанизации, взаимоотношения «бедных» и «богатых» стран и их влияние на изменение природной среды. Влияние среды обитания на здоровье человека, особенности экосистемы человека. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практические занятия:

Экология и здоровье человека.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 2.2 Изменения в биосфере и их влияние на человеческое общество.
Самостоятельная работа:

Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю 

12
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Раздел 3. Прикладная экология и природоохранная политика 
 
Лекционные занятия:

Основные загрязнители атмосферного воздуха.

Нормативы качества атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы с судов.

Борьба с шумом и вибрацией.

Основные загрязнители почв.

Нормативы качества почвы.

Способы предотвращения загрязнения почв и методы очистки 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практические занятия:

Охрана атмосферы.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 3.1 Охрана атмосферы и литосферы 
Практические занятия:

Охрана литосферы.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Лекционные занятия:

Показатели качества воды и их контроль, технологии и средства защиты гидросферы.

Значение мирового океана и предотвращение его загрязнения. Химические, физически и биологические загрязнители. Загрязнение нефтью и ее влияние на гидросферу. Загрязнение мирового океана – последствия антропогенного фактора. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 3.2 Охрана гидросферы 
Практические занятия:

Предотвращение загрязнения моря с судов. Основные международные конвенции по охране морской среды.

МАРПОЛ 73/78. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Лекционные занятия:

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов.

Материальные и энергетические ресурсы. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Лекционные занятия:

Экологическое право – источники, объекты, система управления охраной окружающей среды и её качеством. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практические занятия:

Основы международного экологического права 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 3.3. Основы природопользования и экологического права 
Самостоятельная работа:

Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю 

12
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экология» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.