2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Безопасность жизнедеятельности_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.05.05 – Б1.О.12 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.12 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Сафронникова Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;

- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения

Уметь:

Владеть:

УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;

- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях

Владеть:

УК-8.2 Понимает, как создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;

- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой помощи пострадавшему
 
 
 
 
 
 
Знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

Уметь:

Владеть:

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений

Владеть:

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Экология
 
- Химия
 
- Правоведение
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы судовождения
 
- Теория и устройство судна
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)»
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
90
36
54
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
54
18
36
Самостоятельная работа
72
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Человек-среда обитания» 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Взаимодействие человека со средой обитания. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2
Самостоятельная работа:

Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3
Практические занятия:

Компоненты здорового образа жизни 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Безопасность, как одна из основных потребностей человека. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Формирование безопасной среды обитания. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4
Самостоятельная работа:

Экологическая, промышленная, производственная безопасности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Транспортная и пожарная безопасность.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика разновидностей систем безопасности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Безопасность и устойчивое развитие.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Безопасность и демография.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4
Самостоятельная работа:

Аксиомы безопасности жизнедеятельности

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие «опасность» Классификация опасностей. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Причины проявления опасности.

Опасность – как явление реального мира. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Правила поведения в опасной ситуации 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Классификация социальных опасностей 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Разработка и использование схемы эвакуации. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика опасностей и их источников. 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Причинно-следственная зависимость при реализации опасности.

Дерево опасностей. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 5
Самостоятельная работа:

Человек, как источник опасности.

Роль человеческого фактора в причинах опасностей. 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 6
Практические занятия:

Режимы функционирования РСЧС

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Риск. Теория Риска. Классификация риска.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет приемлемого и неприемлемого риска

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 7
Самостоятельная работа:

Современные уровни риска опасных событий. 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Чрезвычайные ситуации – общие понятие, основные виды. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 8
Практические занятия:

Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
3 семестр
 
Раздел 2. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека 
 
Тема 9
Лекционные занятия:

Понятие комфортных и оптимальных условий.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Определение опасных и вредных факторов для конкретного вида работы. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Метод анализа опасных производственных ситуаций 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 9
Самостоятельная работа:

Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий для жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Микроклиматические условия, микроклимат производственных помещений, нормы. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Определение микроклимата рабочей зоны 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой.

Климатические параметры, влияющие на теплообмен. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Методы обеспечения комфортных климатических условий в судовых помещениях. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Контроль параметров микроклимата в помещениях. Освещение. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 10
Самостоятельная работа:

Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 3. Психофизиологические и эргономические основы безопасности 
 
Лекционные занятия:

Эргономические основы безопасности. Виды и условия трудовой деятельности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 12
Самостоятельная работа:

Система «Человек-машина-среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Оценка качества питьевой воды

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Техническая эстетика. Организация рабочего места.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 13
Самостоятельная работа:

История формирования технической эстетики.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
 
Лекционные занятия:

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 14
Практические занятия:

Оказание первой помощи при несчастных случаях

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Расследование и учет несчастных случаев на производстве 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 14
Самостоятельная работа:

Фазы развития чрезвычайных ситуаций. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Пожар и взрыв. Классификация видов пожаров и их особенности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Эвакуация людей при пожаре

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Способы и средства пожаротушения 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 15
Самостоятельная работа:

Основные сведения о пожарах и взрывах. Пожарная защита. Огнетушащие вещества. Классификация взрывчатых веществ. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Основы защиты от ионизирующих излучений

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 16
Самостоятельная работа:

Оценка радиационной обстановки в порту и на судах 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Средства индивидуальной защиты органов дыхания

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 17
Самостоятельная работа:

Оценка химической обстановки в порту и на судах

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Гидротехнические аварии. Стихийные бедствия. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. 

1
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Правила поведения в экстремальных ситуациях мирного и военного времени. 

4
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 18
Самостоятельная работа:

Чрезвычайные ситуации военного времени 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности 
 
Лекционные занятия:

Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Цвета сигнальные и знаки безопасности

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Концепции национальной безопасности и демографической политики РФ 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Законодательство об охране окружающей среды. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 19
Самостоятельная работа:

Экологическая доктрина РФ. Законодательство об охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Государственное управление безопасностью. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Надзор и контроль в сфере безопасности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 19
Самостоятельная работа:

Аудит и сертификация состояния безопасности. 

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.