ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Безопасность жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим
часов
Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Человек-среда обитания»
Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа».
Взаимодействие человека со средой обитания.
Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика
Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.
Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура.
Компоненты здорового образа жизни
Безопасность, как одна из основных потребностей человека.
Формирование безопасной среды обитания.
Экологическая, промышленная, производственная безопасности.
Транспортная и пожарная безопасность.
Характеристика разновидностей систем безопасности.
Безопасность и устойчивое развитие.
Безопасность и демография.
Аксиомы безопасности жизнедеятельности
Понятие «опасность» Классификация опасностей.
Причины проявления опасности.
Опасность – как явление реального мира.
Правила поведения в опасной ситуации
Классификация социальных опасностей
Разработка и использование схемы эвакуации.
Характеристика опасностей и их источников.
Причинно-следственная зависимость при реализации опасности.
Дерево опасностей.
Человек, как источник опасности.
Роль человеческого фактора в причинах опасностей.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Режимы функционирования РСЧС
Риск. Теория Риска. Классификация риска.
Расчет приемлемого и неприемлемого риска
Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.
Современные уровни риска опасных событий.
Чрезвычайные ситуации – общие понятие, основные виды.
Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий
Понятие комфортных и оптимальных условий.
Определение опасных и вредных факторов для конкретного вида работы.
Метод анализа опасных производственных ситуаций
Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий для жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека.
Микроклиматические условия, микроклимат производственных помещений, нормы.
Определение микроклимата рабочей зоны
Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой.
Климатические параметры, влияющие на теплообмен.
Методы обеспечения комфортных климатических условий в судовых помещениях.
Контроль параметров микроклимата в помещениях. Освещение.
Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма.
Эргономические основы безопасности. Виды и условия трудовой деятельности.
Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе
Система «Человек-машина-среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.
Оценка качества питьевой воды
Техническая эстетика. Организация рабочего места.
История формирования технической эстетики.
Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Оказание первой помощи при несчастных случаях
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Фазы развития чрезвычайных ситуаций.
Пожар и взрыв. Классификация видов пожаров и их особенности.
Эвакуация людей при пожаре
Способы и средства пожаротушения
Основные сведения о пожарах и взрывах. Пожарная защита. Огнетушащие вещества. Классификация взрывчатых веществ.
Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности.
Основы защиты от ионизирующих излучений
Оценка радиационной обстановки в порту и на судах
Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Оценка химической обстановки в порту и на судах
Гидротехнические аварии. Стихийные бедствия. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения в экстремальных ситуациях мирного и военного времени.
Чрезвычайные ситуации военного времени
Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
Цвета сигнальные и знаки безопасности
Концепции национальной безопасности и демографической политики РФ
Законодательство об охране окружающей среды.
Экологическая доктрина РФ. Законодательство об охране труда. Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях
Государственное управление безопасностью.
Надзор и контроль в сфере безопасности.
Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда.
Аудит и сертификация состояния безопасности.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.