2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Общая электротехника и электроника_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая электротехника и электроника»
26.05.05 – Б1.О.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая электротехника и электроника»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая электротехника и электроника»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Общая электротехника и электроника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бородина В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общая электротехника и электроника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные разделы электротехники и электроники, роль этих дисциплин в развитии современной навигационной техники и методов судовождения;

- электрические приборы и измерения, микропроцессорные средства измерения;

- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых основных электротехнических устройств;

- стандарты, технические условия и другие руководящие документы по использованию электроприборов и работе с электрооборудованием.

Уметь:

Владеть:

ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- производить измерения электрических величин;

- включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу;

- оценивать техническое состояние судовых механизмов;

- осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма, в том числе от поражения электрическим током.

Владеть:

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- понятиями и законами теории электрических цепей и электромагнитного поля;

- теоретическими знаниями по основам эксплуатации судовых электрических машин и преобразователей, применению элементов электронных систем контроля и управления судовыми энергетическими установками, устройствами и системами;

- методами проведения электрических измерений в профессиональной деятельности.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Общая электротехника и электроника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Радиотехника
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи 
 
Лекционные занятия:

Электротехнические устройства постоянного тока и области их применения. Условные графические обозначения электротехнических устройств постоянного тока. Элементы электрических цепей. Источники и приемники электрической энергии. Схемы замещения электротехнических устройств постоянного тока. Резистивные элементы, источники ЭДС, их свойства и характеристики. Пассивные и активные двухполюсники и их схемы замещения. Режимы работы активных двухполюсников. Законы Ома, Джоуля-Ленца. Понятие о простой и сложной электрических цепях. Методы законов Кирхгофа и контурных токов для расчета сложных цепей. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1. Линейные электрические цепи постоянного тока
Практические занятия:

Электротехнические устройства постоянного тока и области их применения. Условные графические обозначения электротехнических устройств постоянного тока. Элементы электрических цепей. Источники и приемники электрической энергии. Схемы замещения электротехнических устройств постоянного тока. Резистивные элементы, источники ЭДС, их свойства и характеристики. Пассивные и активные двухполюсники и их схемы замещения. Режимы работы активных двухполюсников. Законы Ома, Джоуля-Ленца. Понятие о простой и сложной электрических цепях. Методы законов Кирхгофа и контурных токов для расчета сложных цепей. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Значение переменного синусоидального тока в электротехнике, генерация синусоидальной ЭДС. Основные параметры, характеризующие синусоидальную величину: период, частота, начальная фаза, сдвиг фаз, мгновенное, максимальное (амплитудное), действующее и среднее значения.

Представление синусоидальных величин графически, аналитически, вращающимися векторами и комплексными числами. Электрические устройства переменного тока: резисторы, индуктивные катушки, конденсаторы. Стандартные графические обозначения на электрических схемах. Области применения в судовой электротехнике. Параметры (активное сопротивление, индуктивность, емкость) идеальных элементов. Цепи, содержащие только резистор, индуктивную катушку или конденсатор.

Фазовые соотношения между токами и напряжениями. Векторные диаграммы. Мощность, потребляемая цепью. Уравнение электрического состояния для неразветвленной цепи.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2. Однофазные линейные цепи
Практические занятия:

Активное, реактивное и полное сопротивление двухполюсника. Треугольник сопротивлений.

Активная, реактивная и полная мощности. Треугольник мощностей. Коэффициент мощности (cos φ) и его значение. Резонанс напряжений, условия его возникновения и практическое использование.

Уравнение электрического состояния разветвленной цепи. Активная, реактивная и полная проводимости. Треугольник проводимостей.

Резонанс токов, условия его возникновения и практическое использование. Понятие о пассивных линейных четырехполюсниках, дифференцирующей и интегрирующей цепях.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Элементы трехфазных цепей. Принцип получения трехфазной ЭДС.

Преимущества трехфазной системы распределения электроэнергии перед однофазной. Соединение элементов трехфазной цепи “звездой” и ”треугольником”. Фазные и линейные напряжения и токи. Векторные диаграммы. Мощность трехфазной цепи. Коэффициент мощности трехфазных симметричных приемников и способы его повышения. Вращающееся магнитное поле трехфазной системы. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3. Трехфазные цепи
Практические занятия:

Элементы трехфазных цепей. Принцип получения трехфазной ЭДС.

Преимущества трехфазной системы распределения электроэнергии перед однофазной. Соединение элементов трехфазной цепи “звездой” и ”треугольником”. Фазные и линейные напряжения и токи. Векторные диаграммы. Мощность трехфазной цепи. Коэффициент мощности трехфазных симметричных приемников и способы его повышения. Вращающееся магнитное поле трехфазной системы. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Определение нелинейной электрической цепи, нелинейные элементы, их классификация, применение в судовых энергетических установках. Анализ нелинейных электрических цепей постоянного тока. Анализ электрических цепей переменного тока с полупроводниковыми диодами. Выпрямители.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 4. Нелинейные электрические цепи
Практические занятия:

Определение нелинейной электрической цепи, нелинейные элементы, их классификация, применение в судовых энергетических установках. Анализ нелинейных электрических цепей постоянного тока. Анализ электрических цепей переменного тока с полупроводниковыми диодами. Выпрямители.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Понятие о магнитной цепи. Примеры магнитных цепей.

Расчет неразветвленной магнитной цепи, магнитное сопротивление, магнитодвижущая сила (МДС).

Аналогия магнитной цепи с электрической цепью. Магнитное напряжение. Прямая и обратная задачи расчета магнитной цепи. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5. Магнитные цепи постоянного тока
Практические занятия:

Понятие о магнитной цепи. Примеры магнитных цепей.

Расчет неразветвленной магнитной цепи, магнитное сопротивление, магнитодвижущая сила (МДС).

Аналогия магнитной цепи с электрической цепью. Магнитное напряжение. Прямая и обратная задачи расчета магнитной цепи. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электроизмерительные приборы.

Приборы непосредственной оценки: магнитоэлектрические, электромагнитные, электродинамические и ферродинамические.

Общие сведения о светолучевых и электронных осциллографах. Измерительные мосты постоянного и переменного тока. Измерение тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии. Основные положения об электрических измерениях неэлектрических величин. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Электроизмерительные приборы.

Приборы непосредственной оценки: магнитоэлектрические, электромагнитные, электродинамические и ферродинамические.

Общие сведения о светолучевых и электронных осциллографах. Измерительные мосты постоянного и переменного тока. Измерение тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии. Основные положения об электрических измерениях неэлектрических величин. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 6. Электрические измерения, приборы и измерительные информационные системы 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, практическим занятиям, подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 2. Электромагнитные устройства и электрические машины
 
Лекционные занятия:

Электромагнитные устройства постоянного тока: подъемные электромагниты, контакторы, реле и т.д. Их назначение, принцип действия. Электромагнитные устройства переменного тока: дроссели, контакторы, магнитные пускатели, реле и т.д.

Их назначение и принцип действия. Трансформаторы. Назначение, области применения и устройство. Принцип действия однофазного трансформатора. Режимы холостого хода, нагрузки и короткого замыкания. Векторные диаграммы. Потери энергии в трансформаторе. Коэффициент полезного действия. Трехфазные трансформаторы, автотрансформаторы. Эксплуатация судовых трансформаторов. Рабочие характеристики трансформаторов. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1. Электромагнитные устройства 
Практические занятия:

Электромагнитные устройства постоянного тока: подъемные электромагниты, контакторы, реле и т.д. Их назначение, принцип действия. Электромагнитные устройства переменного тока: дроссели, контакторы, магнитные пускатели, реле и т.д.

Их назначение и принцип действия. Трансформаторы. Назначение, области применения и устройство. Принцип действия однофазного трансформатора. Режимы холостого хода, нагрузки и короткого замыкания. Векторные диаграммы. Потери энергии в трансформаторе. Коэффициент полезного действия. Трехфазные трансформаторы, автотрансформаторы. Эксплуатация судовых трансформаторов. Рабочие характеристики трансформаторов. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Устройство трехфазной асинхронной машины и области применения. Конструкция фазного и короткозамкнутого роторов.

Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения ротора, скольжение. Зависимость частоты, величины ЭДС и тока в фазе обмотки ротора от скольжения. Преобразование энергии в двигателе. Свойство саморегулирования. Электромагнитный момент и механическая характеристика двигателя. Рабочие характеристики. Эксплуатация судовых асинхронных двигателей. Пуск, регулирование частоты вращения, реверс, остановка 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2. Трехфазные асинхронные машины
Практические занятия:

Устройство трехфазной асинхронной машины и области применения. Конструкция фазного и короткозамкнутого роторов.

Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения ротора, скольжение. Зависимость частоты, величины ЭДС и тока в фазе обмотки ротора от скольжения. Преобразование энергии в двигателе. Свойство саморегулирования. Электромагнитный момент и механическая характеристика двигателя. Рабочие характеристики. Эксплуатация судовых асинхронных двигателей. Пуск, регулирование частоты вращения, реверс, остановка 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Устройство синхронной машины.

Принцип действия синхронного генератора. Режимы работы. Работа синхронного генератора в автономном режиме. Реакция статора (якоря) при различных нагрузках. Внешние и регулировочные характеристики. Эксплуатация судовых синхронных генераторов. Пуск, регулирование активной и реактивной мощностей, остановка. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3. Назначение и области применения синхронных машин 
Практические занятия:

Устройство синхронной машины.

Принцип действия синхронного генератора. Режимы работы. Работа синхронного генератора в автономном режиме. Реакция статора (якоря) при различных нагрузках. Внешние и регулировочные характеристики. Эксплуатация судовых синхронных генераторов. Пуск, регулирование активной и реактивной мощностей, остановка. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Назначение и области применения машин постоянного тока на судах. Устройство, коллектор и его назначение. Работа машины в режиме генератора. Работа машины в режиме двигателя. Электродвижущая сила якоря. Электромагнитный момент машины. Способы возбуждения. Искрение на коллекторе. Основные характеристики.

Эксплуатация судовых электрических машин постоянного тока.

Пуск, регулирование, реверс, остановка. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Назначение и области применения машин постоянного тока на судах. Устройство, коллектор и его назначение. Работа машины в режиме генератора. Работа машины в режиме двигателя. Электродвижущая сила якоря. Электромагнитный момент машины. Способы возбуждения. Искрение на коллекторе. Основные характеристики.

Эксплуатация судовых электрических машин постоянного тока.

Пуск, регулирование, реверс, остановка. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 4. Машины постоянного тока 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, практическим занятиям, подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 3. Электроника 
 
Лекционные занятия:

Резисторы, конденсаторы и индуктивности. Полупроводниковые диоды и транзисторы. Биполярный транзистор. Принцип действия.

Схемы включения транзистора с ОЭ, ОБ и ОК. Фотоэлектронные приборы и оптроны. Тиристоры. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1. Элементная база современных электронных устройств
Практические занятия:

Резисторы, конденсаторы и индуктивности. Полупроводниковые диоды и транзисторы. Биполярный транзистор. Принцип действия.

Схемы включения транзистора с ОЭ, ОБ и ОК. Фотоэлектронные приборы и оптроны. Тиристоры. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Схемы электронных преобразователей. Выпрямители, принцип действия, основные виды схем Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель. Мостовая схема выпрямителя. Сглаживающие фильтры. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2. Источники вторичного электропитания
Практические занятия:

Схемы электронных преобразователей. Выпрямители, принцип действия, основные виды схем Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель. Мостовая схема выпрямителя. Сглаживающие фильтры. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Усилители синусоидальных сигналов. Усилитель на биполярном транзисторе с общим эмиттером. Классификация усилителей. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3. Усилители электрических сигналов
Практические занятия:

Усилители синусоидальных сигналов. Усилитель на биполярном транзисторе с общим эмиттером. Классификация усилителей. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Генераторы синусоидальных сигналов.

Генераторы импульсов. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 4. Импульсные и автогенераторные устройства 
Практические занятия:

Генераторы синусоидальных сигналов.

Генераторы импульсов. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Логические схемы. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5. Основы цифровой электроники 
Практические занятия:

Логические схемы. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Триггеры.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Триггеры.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, практическим занятиям, подбор материала, его анализ и систематизация.

11
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общая электротехника и электроника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.