2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Лидерство и основы управления судовым экипажем_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Лидерство и основы управления судовым экипажем»
26.05.05 – Б1.О.22 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Лидерство и основы управления судовым экипажем»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.22 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Лидерство и основы управления судовым экипажем»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Лидерство и основы управления судовым экипажем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Роженко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Лидерство и основы управления судовым экипажем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации

Уметь:

- осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и инженеров;

Владеть:

- методами организации командной работы для достижения поставленной цели;

УК-3.1 Умеет организовать команду для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
Знать:

- виды управленческих решений и методы их принятия;

Уметь:

- организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом,

Владеть:

- регламентированием и методами организации труда

УК-3.2 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели, применяя убеждение, принуждение, стимулирование
 
 
 
 
 
Знать:

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации

Уметь:

- осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

Владеть:

- методами организации командной работы для достижения поставленной цели;

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

Уметь:

- организовать работу коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений в рамках приемлемого риска, оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.3 Владеет методами управления людьми в сложных, критических и экстремальных условиях
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования

Уметь:

- применять навыки руководителя и умение работать в команде

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки

ПК-37.1 Знает вопросы управления персоналом на судне и его подготовки
 
 
 
 
 
Знать:

- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях.

Уметь:

- организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ПК-37.2 Знает соответствующие международные морские конвенции и рекомендации, а также национальное законодательство
 
 
 
 
 
Знать:

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ПК-37.3 Умеет применять методы управления задачами и рабочей нагрузкой
 
 
 
 
 
Знать:

- вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования

Уметь:

- организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ПК-37.4 Знает методы эффективного управления ресурсами и умеет их применять
 
 
 
 
 
Знать:

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации,

Уметь:

- осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ПК-37 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-37.5 Знает методы принятия решений и умеет их применять
 
 
 
 
 
Знать:

- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях.

Уметь:

- разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение;

Владеть:

- методами управления персоналом на судне и его подготовки;

ПК-37 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-37.6 Умеет разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Лидерство и основы управления судовым экипажем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Управление работой флота
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология и организация морской перевозки грузов
 
- Психологические основы управления судовым экипажем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Лидерство как ресурс повышения эффективности управления
 
Лекционные занятия:

Роль лидерства в управлении человеческими ресурсами.

Лидерство и руководство.

Лидерство и организационная власть. Теории лидерства.

Матрица стилей лидерства и их восприятия по У. Реддину.

Гендерные аспекты лидерства.

Когда лидерство излишне.

Области лидерства. Лидерство и изменения. Гендерные аспекты лидерства. Лидерство и коммуникации. Лидерство и конфликт. Особенности кризисного лидерства. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Практические занятия:

Мозговой штурм «Диагностика лидерских качеств» 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Тема 1.1 Феномен лидерства 
Самостоятельная работа:

Феномен лидерства Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой. Подготовка рефератов и докладов «Личностные качества эффективного руководителя» 

7
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Лекционные занятия:

Правила эффективного лидерства. Факторы эффективности лидерства.

Лидерские качества, определяющие успех лидерства.

Лидерство и успех межличностных отношений.

Оценка потенциала лидерства.

Особенности лидеров-экстравертов и интровертов.

Коучинг и воспитание лидеров.

Корпоративные программы выращивания лидеров.

Факторы эффективности лидерства в кооперативном и соревновательном взаимодействии. Правила эффективного кризисного лидерства. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Практические занятия:

Тренинг «Методика создания эффективных коммуникационных обращений к персоналу».

Правила кризисного лидерства: пожар на производстве компании. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Тема 1.2 Развитие лидерского потенциала и его влияние на эффективность управления
Самостоятельная работа:

Развитие лидерского потенциала и его влияние на эффективность управления Подготовка рефератов и докладов «Исследование лидерского поведения и основные подходы к его изучению» 

7
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Раздел 2. Групповая (командная) работа и управление ею
 
Лекционные занятия:

Причины объединения людей в группы. Типы совместной деятельности. Групповая динамика. Понятие команды и их типы. Назначение управленческой команды.

Признаки управленческой команды по А. Пригожину.

Командные качества. Роли в команде. Концепция пяти «Р» в теории команд. Виды деятельности в команде.

Группы и изменения. Сети и виртуальные команды.

Глобальные и кросс-культурные команды. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Практические занятия:

Конформизм в группе.

Особенности взаимодействия в кросс-культурной команде.

Социометрия групповых отношений. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Тема 2.1 Организационно-психологические особенности совместной деятельности
Самостоятельная работа:

Организационно-психологические особенности совместной деятельности Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой

7
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Лекционные занятия:

Факторы, учитываемые при формировании команды.

Совместимость людей в группе и ее уровни (психофизиологический, функционально-ролевой и ценностно-ориентационный).

Формирование команды как процесс (этапы). Факторы, способствующие развитию группы. Психологическое обеспечение создания группы.

Особенности формирования проектной команды.

Формирование и развитие управленческой команды.

Командные коммуникации.

Конфликты в группе и их преодоление. Мотивация членов команды.

Стратегические проблемы при формировании команды.

Коучинг в развитии команды. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Практические занятия:

Ситуация-кейс «Мотивированные команды: межкультурная ситуация».

Деловая игра «Тимбилдинг (командообразование)» 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Тема 2.2 Формирование команды 
Самостоятельная работа:

Формирование команды. Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой 

7
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Лекционные занятия:

Признаки эффективной команды. Ролевые процессы и динамика ролей. Сплоченность группы и команды.

Самоуправляемые команды.

Стиль управления и эффективность руководства командой. Стиль управления «между делом» (Хьюлетт-Паккард). Особенности оценки эффективности деятельности команды проекта.

Характеристики неэффективных команд.

Реинжиниринг результативности командной работы. 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Практические занятия:

Дискуссия «Устранение деструктивного лидерства» 

4
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
Тема 2.3 Эффективность групповой (командной) работы 
Самостоятельная работа:

Эффективность групповой (командной) работы Проработка теоретического материала по теме, работа с учебной и научной литературой

8
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3,ПК-37.1,ПК-37.2,ПК-37.3,ПК-37.4,ПК-37.5,ПК-37.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Лидерство и основы управления судовым экипажем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.