2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Маневрирование и управление судном_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маневрирование и управление судном»
26.05.05 – Б1.О.27 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маневрирование и управление судном»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.27 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маневрирование и управление судном»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Маневрирование и управление судном» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В.М. Журавлев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Маневрирование и управление судном»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- меры безопасности при использовании палубных механизмов, трапов, инструментов для покраски, технику безопасности при выполнении различных судовых работ

Уметь:

Владеть:

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выполнять оценку рисков, применять меры по снижению риска до допустимого уровня

Владеть:

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методикой оценки риска, способностью определять опасности при выполнении различных видов работ, выдавать разрешение на работу при различных условиях: горячие работы, холодные работы, работы на высоте, вход в закрытые помещения, методикой принятия решения на основе оценки риска. Владеть ситуацией во время выполнения работ, операций

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры несения ходовой навигационной вахты в соответствии с международными и национальными документами

Уметь:

Владеть:

ПК-02.2 Знает основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом

Владеть:

ПК-02.3 Умеет использовать пути движения судов и системы судовых сообщений
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- использовать радар для определения места судна, определять звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, применять Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72

Владеть:

ПК-02.4 Умеет применять технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- руководить членами команды мостика в соответствии с нормативными документами и процедурами несения ходовой навигационной вахты

Владеть:

ПК-02.5 Умеет управлять личным составом на мостике
 
 
 
 
 
Знать:

- Принципы и способы использования информации, получаемой о судовых приборов: гирокомпас, лаг, СНС, магнитный компас, анемометр

Уметь:

Владеть:

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.6 Знает порядок использования информации, получаемой от навигационного оборудования, для несения навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- устанавливать различные уровни вахты в зависимости от условий плавания и руководить членами команды мостика

Владеть:

ПК-03.2 Умеет применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом

Владеть:

ПК-03.3 Умеет использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выполнять плавание по заданной траектории, используя информацию от навигационных приборов, применять лоцманские и штурманские способы контроля своего места суда, правильно толковать информацию от навигационных приборов

Владеть:

ПК-03.4 Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72, технику радиолокационной проводки судна в ограниченную видимость

Уметь:

Владеть:

ПК-03.5 Знает технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
Знать:

- использование системы передачи сообщений согласно Admiralty Lists of Radio Signals Vol.6, Ship’s Routeing, guide to Port Entry

Уметь:

Владеть:

ПК-03.6 Знает использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Выполнять процедуры по смене вахты, несению вахты, учитывая требования РШС-89, Bridge Procedures Guide

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.7 Умеет нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести наблюдение в соответствии с Правилом 5 МППСС 72, РШС-89.

Вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним.

Владеть:

ПК-03.8 Умеет постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам
 
 
 
 
 
Знать:

- Огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-03.9 Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой с необходимой частотой и полнотой

Владеть:

ПК-03.10 Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести судовой журнал и фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна

Владеть:

ПК-03.11 Умеет надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Четко определить меру ответственности в различных условиях плавания, включая лоцманскую проводку и когда капитан находиться на мостике

Владеть:

ПК-03.12 Умеет определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка
 
 
 
 
 
Знать:

- Схему распределения обязанностей между членами ходовой навигационной вахты, ответственность каждого из них

Уметь:

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.13 Знает принципы управления личным составом на мостике
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Как влияет посадка судна и запас воды под килем на элементы циркуляции и инерционные характеристики судна.

Уметь:

Владеть:

ПК-09.1 Знает влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Прогнозировать направление движения судна при известных параметрах ветра и течения

Владеть:

ПК-09.2 Умеет учитывать влияние ветра и течения на управление судном
 
 
 
 
 
Знать:

- Последовательность действий при падении человека за борт, различные виды маневров и их исполнение: поворот Вильямсона,  Шарнова, Андерсона

Уметь:

Владеть:

ПК-09.3 Знает порядок выполнения маневра и процедур при спасании человека за бортом
 
 
 
 
 
Знать:

- Зависимость скоростного проседания судна от таких факторов как: скорость судна, соотношение глубины к осадке судна, коэффициента полноты корпуса судна, соотношения погруженной части мидель шпангоута к сечению канала.

Влияние мелководья на выдвиг, угол дрейфа, снижение  скорости на циркуляции, величины выбега

Уметь:

Владеть:

ПК-09.4 Знает влияние эффекта проседания, влияния мелководья
 
 
 
 
 
Знать:

- основные силы и моменты, действующие на судно при швартовке и постановке на якорь.

- основные способы подхода к причалу и швартовки как с буксиром так и без.

- стандартные схемы и принципы постановки судна на 1 якорь и на 2 якоря, ситуации, при которых они применяются.

Уметь:

Владеть:

ПК-09 Способен безопасно выполнять обычные маневры курсом и скоростью судна, обеспечивая безопасность плавания судна
ПК-09.5 Знает применимые процедуры постановки на якорь и швартовки
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности маневрирования при подходе к точке приема или сдачи лоцмана, учитывая состояние погоды, приливо-отливные течения, инерционные характеристики судна.

Уметь:

Владеть:

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.1 Знает порядок маневрирования при приближении к лоцманской станции и посадке или высадке лоцманов с учетом погоды, состояния прилива, выбега и тормозного пути
 
 
 
 
 
Знать:

- как влияет близость берега, откосы каналов на маневренные характеристики судна с учетом ветра и течения

Уметь:

Владеть:

ПК-10.2 Знает особенности управления судном при плавании в реках, эстуариях и стесненных водах с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на судно
 
 
 
 
 
Знать:

- технику поворота с постоянной угловой скоростью, используя индикатор угловой скорости

Уметь:

Владеть:

ПК-10.3 Знает использование техники поворота с постоянной угловой скоростью
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки

Уметь:

Владеть:

ПК-10.4 Знает особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки
 
 
 
 
 
Знать:

- силы и моменты, характеризующие взаимодействие между проходящими судами при обгоне и на встречных курсах.

Особенности движения собственного судна вблизи берегов (канальный эффект)

Уметь:

Владеть:

ПК-10.5 Знает взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры выполнения швартовных операций при различных направлениях ветра, приливо-отливных течениях, постоянных течениях с использованием буксиров и без них

Уметь:

Владеть:

ПК-10.6 Знает организацию швартовки и отшвартовки при различных ветрах, приливах и течениях с использованием буксиров и без них
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- основами взаимодействия судна и буксира, способами изменения направления движения  судна, используя буксир в различных комбинациях и собственный движительный комплекс.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.7 Владеет основами взаимодействия судна и буксира
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок использования двигательной установки и систем маневрирования, включая переход из «морского режима» в «маневренный», запуск и режимы использования подруливающих устройств,  различия в использовании винта фиксированного шага и винта регулируемого шага

Уметь:

Владеть:

ПК-10.8 Знает порядок использования двигательной установки и систем маневрирования
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выбирать место якорной стоянки. Выполнять постановку на один или на два якоря на стесненной якорной стоянке. Определять длину якорной цепи в зависимости  от внешних факторов и  для максимального использования держащей силы якоря.

Владеть:

ПК-10.9 Умеет выбирать место якорной стоянки знает порядок постановки на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок действий при ситуации «якорь не держит».  Процедуру  очистки якоря

Уметь:

Владеть:

ПК-10.10 Знает порядок действий при ситуации «якорь не держит» очистку якоря
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуру постановки в сухой док поврежденного и неповрежденного судна

Уметь:

Владеть:

ПК-10.11 Знает процедуру постановки в сухой док поврежденного и неповрежденного судна
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности управления судном в штормовых условиях, включая оказание помощи терпящему бедствие судну или летательному аппарату, буксировку средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны и уменьшения дрейфа

Уметь:

Владеть:

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.12 Знает особенности управления судном в штормовых условиях, включая оказание помощи терпящему бедствие судну или летательному аппарату буксировку средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны и уменьшения дрейфа, а также использование масла
 
 
 
 
 
Знать:

- меры предосторожности при маневрировании с целью спуска дежурных шлюпок или спасательных шлюпок и плотов в штормовую погоду, ограничения по для спуска по крену и волнению, знать способы маневрирования для уменьшения влияния плохих погодных условий

Уметь:

Владеть:

ПК-10.13 Знает меры предосторожности при маневрировании с целью спуска дежурных шлюпок или спасательных шлюпок и плотов в штормовую погоду
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки

Уметь:

Владеть:

ПК-10.14 Знает особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- определять маневренные характеристики обычных типов судов и их двигательных установок: диаметр циркуляции, выдвиг, прямое смещение; тормозной путь при пассивном и активном торможении, рулевую силу

Владеть:

ПК-10.15 Умеет определять маневренные характеристики обычных типов судов и их двигательных установок, обращая особое внимание на тормозные пути и диаметр циркуляции при различных осадках и скоростях
 
 
 
 
 
Знать:

- эффект спутной волны и меры, которые должны быть приняты для избежания повреждений (обрыва швартовных концов, повреждение пришвартованных судов).

Уметь:

Владеть:

ПК-10.16 Знает важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна
 
 
 
 
 
Знать:

- практические меры, принимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна

Уметь:

Владеть:

ПК-10.17 Знает практические меры, принимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- правила использования систем разделения движения и служб управления движением судов (СУДС), особенности маневрирования при плавании в них или вблизи них

Уметь:

Владеть:

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.18 Знает пользование системами разделения движения и службами управления движением судов (СУДС) и маневрирование при плавании в них или вблизи них
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7, 8 семестре.
Дисциплина «Маневрирование и управление судном» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
- Теория и устройство судна
 
- Технические средства судовождения
 
- Навигация и лоция
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Предотвращение столкновений судов
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
- Технология и организация морской перевозки грузов
 
- Маневрирование крупнотоннажных судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Лабораторные занятия
72
36
36
Самостоятельная работа
90
36
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
КР
Общая трудоемкость дисциплины
252
108
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Основы маневрирования и управления судном
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Прямолинейное, равномерное движение, понятие об управляемости судна. Влияние боковых сил, обусловленных работой гребного винта

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 1
Лабораторные занятия:

Прямолинейное, равномерное движение, понятие об управляемости судна Взаимодействие сил, возникающих при работе движетельно – рулевого комплекса

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Торможение  и разгон судна

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 2
Лабораторные занятия:

Торможение  и разгон судна.

Влияние работы винто - рулевого комплекса на управляемость судна при торможении и разгоне

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Циркуляция и движение на криволинейной траектории 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 3
Лабораторные занятия:

Циркуляция и движение на криволинейной траектории.

Расчет рулевой силы и элементов циркуляции судна.

Управление судном на малых скоростях и на заднем ходу

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 4
Лекционные занятия:

Влияние дифферента, осадки, водоизмещения, скорости и запаса воды на тормозной путь и циркуляцию судна

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 4
Лабораторные занятия:

Влияние дифферента, осадки, водоизмещения, скорости и запаса воды на тормозной путь и циркуляцию судна

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Международные и национальные правила и стандарты, касающиеся маневренных и инерционных качеств судна Силы и моменты, связанные с воздействием ветра. Ветровой дрейф

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 5 
Лабораторные занятия:

Управление судном при действии ветра и течения.

Влияние ветра, течения на инерционно – тормозные характеристики и характеристики поворотливости.

Маневрирование в условиях ветра

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Управление судном при действии ветра и течения

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 6 
Лабораторные занятия:

Управление судном при действии ветра и течения.

Дрейф судна на «стопе» 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 7
Лекционные занятия:

Маневрирование в аварийной ситуации «Человек за бортом» и при угрозе нападения пиратов 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 7
Лабораторные занятия:

Маневрирование в аварийной ситуации «Человек за бортом» и при угрозе нападения пиратов 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Средства активного управления и принципы динамического позиционирования.

Использование якорей при маневрировании. Способы уменьшения пути судна при экстренном торможении на глубокой воде

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 8
Лабораторные занятия:

Средства активного управления и принципы динамического позиционирования.

Использование якорей при маневрировании

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Швартовные операции на судах

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 9 
Лабораторные занятия:

Швартовные операции на судах. Самостоятельная швартовка судна к причалу с отданным якорем

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 10
Лекционные занятия:

Швартовка судна к причалу.

Буксирное обеспечение швартовки

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 10
Лабораторные занятия:

Швартовка крупнотоннажного судна к причалу

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Грузовые и пассажирские операции в море

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 11
Лабораторные занятия:

Швартовка судна в открытом море (ship-to-ship operations)

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Самостоятельная работа:
36
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
8 семестр
 
Раздел 2. Управление судном при различных ситуациях
 
Лекционные занятия:

Стоянка судна на якорях и бочках

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 1
Лабораторные занятия:

Стоянка судна на якорях и бочках. Расчет параметров якорной стоянки

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Плавание судна на мелководье и в узкостях.

Гидродинамическое взаимодействие

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 2
Лабораторные занятия:

Плавание судна на мелководье и в узкостях. Расчет безопасной проходной осадки при плавании на мелководье

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Буксировочные операции.

Морская буксировка аварийного судна

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 3
Лабораторные занятия:

Буксировочные операции.

Морская буксировка аварийного судна.

Аварийная буксировка морского судна

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Управление буксирующим и буксируемым судами. Действия в аварийных ситуациях

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 4
Лабораторные занятия:

Управление буксирующим и буксируемым судами. Действия в аварийных ситуациях

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Плавание во льдах

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 5
Лабораторные занятия:

Плавание судна в ледовых условиях

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Плавание судна в штормовых условиях

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 6
Лабораторные занятия:

Плавание судна в штормовых условиях

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Лекционные занятия:

Снятие судна с мели

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Тема 7
Лабораторные занятия:

Снятие судна с мели

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
Самостоятельная работа:
54
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.6,ПК-10.7,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.11,ПК-10.12,ПК-10.13,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Маневрирование и управление судном» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.