2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Русский язык и культура речи_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
26.05.05 – Б1.О.30 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.30 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Дробот Е.А. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- нормы и правила этикетного взаимодействия в повседневной жизни и в особых ситуациях.

Уметь:

- осуществлять поиск и интерпретацию информации, уметь решать проблемы и общаться на государственном языке Российской Федерации с использованием правил речевого этикетного поведения.

Владеть:

- навыками предотвращения и разрешения конфликтных речевых ситуаций в профессиональной деятельности.

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы строения языка, содержание основных разделов русского языка, особенности основных языковых категорий.

Уметь:

- строить речевое взаимодействие согласно правилам речевого этикета;

- грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, публично выступать.

Владеть:

- навыками публичной речи, навыками аннотирования и реферирования по специальности, навыками делового общения и этикой речевой коммуникации.

УК-4.1 Использует современные информационно- коммуникативные средства для коммуникации
 
 
 
 
 
Знать:

- основы ораторского искусства, базовые принципы речевой культуры.

Уметь:

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, проводить лингвистический анализ текста (анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме), формировать профессиональный дискурс.

Владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, навыками решения практических задач.

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.2 Демонстрирует умение вести обмен деловой информацией в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы Российской государственности
 
- Психологические основы управления судовым экипажем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Язык
 
Тема 1.1 Из истории русского языка. Происхождение русского языка. Его место в системе языка 
Лекционные занятия:

Исторические факты происхождения русского языка. Кирилл и Мефодий –создатели славянской азбуки.

Место русского языка в языковой системе.

Интересные факты о русском языке 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 1.2 Русский язык в современном мире. 
Практические занятия:

Место и значение русского языка в современном обществе.

Русский язык как иностранный. Русский язык как международный.

Русский язык в интернет-пространстве 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 1.3 Язык - знаковая система. Формы языка. 
Лекционные занятия:

Естественные и искусственные языки.

Формы языка (территориальные диалекты, просторечия, жаргоны, арго, сленги) 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 1.4 Функции языка
Практические занятия:

Коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная, эстетическая, волюнтативная. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Раздел 2. Стиль
 
Тема 2.1 Функциональные стили русского языка. 
Лекционные занятия:

Понятие стиля, классификация стилей, основные признаки 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 2.2 Научный стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль.
Практические занятия:

Область применения и отличительные особенности 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическому занятию: подбор материала, его анализ и систематизация

4
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Раздел 3. Речь
 
Тема 3.1 Культура речи. Понятие о языковой норме. 
Лекционные занятия:

Понятие культуры речи.

Особенности культуры речи. Языковая норма.

Виды норм 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.2 Грамматическая норма. Лексическая норма. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. 
Практические занятия:

Основная характеристика норм в русском языке.

Факторы, влияющие на изменение норм.

Словари

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.3 Слово и его значение в речи. Синонимы. Антонимы. Паронимы. 
Лекционные занятия:

Лексическое значение слова. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Оттенки значений.

Семантические и стилистические синонимы.

Фразеологизмы-синонимы.

Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Отличие многозначных слов от омонимов 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.4 Иноязычные слова в современном русском языке. 
Практические занятия:

Причины появления заимствований.

Языковые признаки заимствованных слов.

Сфера употребления и способы заимствования 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.5 Этика речевой коммуникации. Основные понятия. Речевая ситуация. 
Лекционные занятия:

Понятие этики речевой коммуникации.

Формулы и функции речевой коммуникации.

Деловой телефонный разговор.

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.6 Особенности речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации. 
Практические занятия:

Особенности речевой коммуникации в культурах разных стран. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.7 Организация вербального взаимодействия. 
Лекционные занятия:

Принципы речевого взаимодействия.

Эффективность речевой коммуникации.

Доказательность и убедительность речи.

Основные виды речи - диалог, монолог. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.8 Невербальные средства общения. 
Практические занятия:

Классификация невербальных средств общения. История возникновения невербальных средств общения. Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации.

Невербальные сигналы в профессиональной сфере деятельности. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.9 Основы ораторской речи. Оратор и аудитория. 
Лекционные занятия:

Оратор и ораторское искусство. Требование к оратору. Аудитория. Ее разновидности.

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.10 Способы словесного оформления публичного выступления. 
Практические занятия:

Подготовка публичного выступления.

Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

Логическая пауза, речевой такт, темп речи. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.11 Слушание публичного выступления. 
Лекционные занятия:

Группы слушателей.

Как слушать. Основные принципы. Техника записи. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Тема 3.12 Причины коммуникативных неудач.
Практические занятия:

Коммуникативная неудача: понятие. Виды и причины языковых ошибок. Способы преодоления коммуникативных барьеров.

Особенности русского национального характера, влияющие на коммуникативное поведение. 

2
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

24
УК-3.3,УК-4.1,УК-4.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Русский язык и культура речи» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.