2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Радиотехника_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Радиотехника»
26.05.05 – Б1.В.06 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Радиотехника»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.06 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Радиотехника»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Радиотехника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бородина В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Радиотехника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные разделы радиотехники и электроники, роль этих дисциплин в развитии современной навигационной техники и методов судовождения;

- принципы работы судовых устройств радиосвязи;

- принципы построения систем радиосвязи и основные радиотехнические процессы при передаче информации;

Уметь:

Владеть:

ОПК-2.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять физические законы и математически методы в профессиональной деятельности для решения задач теоретического и прикладного характера;

- оценивать техническое состояние судовых радионавигационных и радиотехнических средств;

- осуществлять технический кон- троль при эксплуатации транспортного оборудования;

Владеть:

ОПК-2.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин при решении практических задач;

- умением решать на основе базовых знаний фундаментальных и профессиональных дисциплин практические задачи профессиональной деятельности;

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы судовых устройств радиосвязи;

- электронные системы определения местоположения и навигации;

- средства космической и спутниковой связи;

Уметь:

- определять работоспособность эксплуатируемого и ремонтируемого навигационного оборудования;

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций;

- обосновывать принимаемые решения по использованию судового оборудования;

Владеть:

- знанием способов обеспечения радиосвязи при авариях, определения местоположение судна с использованием радионавигационных средств, спутниковых и космических систем.

ПК-44 Способен обеспечить радиосвязь при авариях
ПК-44.1 Умеет обеспечить радиосвязь при авариях, включая: оставление судна, пожар на судне, частичный или полный выход из строя радиоустановок
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Радиотехника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Физика
 
- Математика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Навигация и лоция
 
- Оборудование судов технического флота
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Общие сведения о современных радиоэлектронных системах. 
 
Лекционные занятия:

Аналоговые системы связи. Цифровые системы связи. Телевизионные системы. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 1. Системы связи. 
Практические занятия:

Аналоговые системы связи. Цифровые системы связи. Телевизионные системы. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Системы цифрового телевидения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 2. Системы телевидения высокой четкости. 
Практические занятия:

Системы цифрового телевидения. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Радиолокационные системы. Радионавигационные системы. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 3. Системы обнаружения. 
Практические занятия:

Радиолокационные системы. Радионавигационные системы. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Системы сотовой подвижной (мобильной) связи. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Практические занятия:

Системы сотовой подвижной (мобильной) связи. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 4. Современные системы подвижной (мобильной) радиосвязи.
Лекционные занятия:

Профессиональные системы подвижной связи (скорая помощь, МЧС, пожарные, ФСБ, милиция и т.д.). Системы персонального радиовызова (пейджинговые системы связи). 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Практические занятия:

Профессиональные системы подвижной связи (скорая помощь, МЧС, пожарные, ФСБ, милиция и т.д.). Системы персонального радиовызова (пейджинговые системы связи). 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Системы подвижной спутниковой связи. Системы беспроводных телефонов.

Глобальные системы.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 4. Современные системы подвижной (мобильной) радиосвязи.
Практические занятия:

Системы подвижной спутниковой связи. Системы беспроводных телефонов.

Глобальные системы.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к зачету.

9
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Раздел 2. Радиотехнические цепи и сигналы. 
 
Лекционные занятия:

Сигналы и их основные характеристики. Частотные спектры сигналов.

Спектральное представление периодических и непериодических сигналов. Модулированные колебания и их спектры. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 5. Общие сведения о радиотехнических сигналах. 
Практические занятия:

Сигналы и их основные характеристики. Частотные спектры сигналов.

Спектральное представление периодических и непериодических сигналов. Модулированные колебания и их спектры. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Элементы теории распространения радиоволн.

Декаметровые волны.

Километровые волны.

Гектометровые волны.

Метровые, дециметровые и сантиметровые волны. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 6. Основные сведения о распространении радиоволн. 
Практические занятия:

Элементы теории распространения радиоволн.

Декаметровые волны.

Километровые волны.

Гектометровые волны.

Метровые, дециметровые и сантиметровые волны. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Симметричные и несимметричные антенны.

Диаграмма направленности. Параболические антенны. Фазированные антенные решетки. Радиолокационные антенны.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 7. Элементарные антенны.
Практические занятия:

Симметричные и несимметричные антенны.

Диаграмма направленности. Параболические антенны. Фазированные антенные решетки. Радиолокационные антенны.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к зачету. 

9
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Раздел 3. Радиопередающие устройства. 
 
Лекционные занятия:

Классификация радиопередающих устройств. Задающий генератор. Усилитель мощности. Стабилизация частоты в радиопередатчиках. Управление колебаниями высокой частоты. Передатчики сверхвысоких частот.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Практические занятия:

Классификация радиопередающих устройств. Задающий генератор. Усилитель мощности. Стабилизация частоты в радиопередатчиках. Управление колебаниями высокой частоты. Передатчики сверхвысоких частот.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Стабилизация частоты в радиопередатчиках.

Управление колебаниями высокой частоты. Передатчики сверхвысоких частот.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 8. Общие сведения о радиопередающих устройствах. 
Практические занятия:

Стабилизация частоты в радиопередатчиках.

Управление колебаниями высокой частоты. Передатчики сверхвысоких частот.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Схема передатчика с амплитудной модуляцией.

Передатчик с частотной модуляцией. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 9. Передатчики.
Практические занятия:

Схема передатчика с амплитудной модуляцией.

Передатчик с частотной модуляцией. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к зачету. 

9
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Раздел 4. Радиоприемные устройства. 
 
Лекционные занятия:

Классификация радиоприемных устройств.

Чувствительность. Коэффициент шума. Избирательность. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Практические занятия:

Классификация радиоприемных устройств.

Чувствительность. Коэффициент шума. Избирательность. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Приемник прямого усиления. Супергетеродинный приемник. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 10. Общие сведения о радиоприемных устройствах. 
Практические занятия:

Приемник прямого усиления. Супергетеродинный приемник. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Входные цепи. Усилители высокой частоты. Детектирование. Преобразование частоты. Усилители промежуточной частоты.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Практические занятия:

Входные цепи. Усилители высокой частоты. Детектирование. Преобразование частоты. Усилители промежуточной частоты.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Лекционные занятия:

Регулировки в приемниках. Прием частотномодулированных сигналов. Приемники сверхвысоких частот. Помехи радиоприему. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Тема 11. Элементы радиоприемных устройств.
Практические занятия:

Регулировки в приемниках. Прием частотномодулированных сигналов. Приемники сверхвысоких частот. Помехи радиоприему. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к зачету. 

9
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-44.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Радиотехника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.